Міжнародна науково-практична конференція «Теорія і методика навчання фундаментальних дисциплін у вищій школі »: минуле, сьогодення, майбутнє
Журнал "Теорія та методика навчання фундаментальних дисциплін у вищій школі"
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Міжнародна науково-практична конференція «Теорія і методика навчання фундаментальних дисциплін у вищій школі »: минуле, сьогодення, майбутнє
Международная научно-практическая конференция «Теория и методика обучения Фундаментальным дисциплинам в высшей школе »: прошлое, настоящее, будущее International Scientific and Practical Conference "Theory and methods of learning fundamental disciplines in high school": Past, Present, Future |
|
Creator |
Маклаков, Геннадій Юрійович
|
|
Subject |
—
— — — — |
|
Description |
У статті наведено деяку статистику 10-річної роботи Міжнародна науково-практична конференція «Теорія і методика навчання фундаментальних дисциплін у вищій школі», розглянуті перспективи її розвитку.
Международная научно-практическая конференция «Теория и методика обучения фундаментальным дисциплинам в высшей школе» получила заслуженную популярность не только среди ученых всех регионов Украины, но и за рубежом.Будучи участником всех конференций, членом программного комитета и рецензентом сборника трудов конференций, я попытаюсь проследить путь становления конференции, ее развития и превращение ее в ведущий научный форум по дидактике высшего образования не только Украины, но и Европы.За 9 лет существования конференции в ее работе приняли участие представители практически всех вузов Украины. Из-за ограниченного объема статьи перечислить все учебные заведения, принимавшие участие в работе конференции, не представляется возможным. Можно указать только самые основные, ведущие высшие учебные заведения Украины, представители которых активно участвовали в работе конференции.Киев (Киевский национальный университет имени Т. Шевченко, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», Национальный авиационный университет, Национальный педагогический университет, Национальный медицинский университет, Государственный университет информационно-коммуникационных технологий и др.).Харьков (Харьковский национальный университет радиоэлектроники, Харьковский национальный университет, Харьковский национальный педагогический университет, Национальный аэрокосмический университет «Харьковский авиационный институт» и др.).Днепропетровск (Национальная металлургическая академия Украины, Национальный горный университет, Днепропетровский национальный университет, Днепропетровский государственный аграрный университет, Национальный транспортный университет, Украинский государственный химико-технологический университет и др.).Львов (Национальный университет «Львовская политехника», Львовский национальный университет, Львовский институт экономики и туризма, Национальный лесотехнический университет и др.).Одесса (Одесский национальный политехнический университет, Одесский национальный университет, Южно-украинский государственный педагогический университет, Одесский национальный морской университет, Одесская национальная академия связи и др.).Донецк (Донецкий национальный университет, Донбасская государственная машиностроительная академия, Донецкий национальный технический университет и др.).Севастополь (Севастопольский национальный технический университет, Севастопольский национальный университет ядерной энергии и промышленности, Севастопольский городской гуманитарный университет и др.).Симферополь (Таврический национальный университет, Крымский инженерно-педагогический университет, Симферопольский университет экономики и управления и др.).Кроме украинских вузов, в работе конференций участвовали представители учебных заведений России (Москва, Новосибирск, Смоленск, Белгород, Рязань, Магнитогорск, Владикавказ, Тверь, Комсомольск-на-Амуре), Беларуси (Минск, Витебск, Устье), Грузии (Тбилиси), Германии (Геттинген), Болгарии (Шумен).В работе конференций также активное участие принимали ученые ведущих научно-исследовательских центров Украины, России, Германии: Национальный научный центр «Харьковский физико-технический институт», Радиоастрономический институт НАН Украины, Институт механики НАН Украины, Институт прикладной физики НАН Украины, Морской гидрофизический институт НАН Украины, Государственный НИИ автоматизированных систем в строительстве, Институт психологии НАПН Украины, Международный научно-учебный центр информационных технологий и систем НАН и МОНМС Украины, Институт информационных технологий и средств обучения НАПН Украины, Институт высшего образования НАПН Украины, Институт содержания и методов обучения РАО (Россия, Москва), PHYWE Systeme GmbH & Co. KG (Геттинген, Германия).В общей сложности в девяти конференциях приняли участие 3387 человек, объем изданных трудов составил примерно 12000 стр. (665 усл. печ. л.). На рисунке 1 показана диаграмма распределения объема изданных трудов по всем прошедшим конференциям (с 1-й по 9-ю). Здесь и далее на рисунках не указываются годы проведения конференций, при этом принимаются во внимание следующее:Труды конференции сначала издавались в трех томах, с 4-ой конференции – в четырех, а с 7-ой – в пяти томах. Исключение составила 9-я конференция, к началу которой, по объективным обстоятельствам, было издано только 2 тома, но без существенного уменьшения объема публикаций.К трудам конференции прикладывался сначала компакт-диск, а затем DVD с уникальными разработками (методички, учебники, компьютерные программы и т.п.) участников конференции. Суммарный объем такого материала превышает 30 Гб.Рассмотрим более подробно, как росла и крепла конференция, приобретая заслуженную популярность не только на Украине, но и за рубежом.Первая международная научно-практическая конференция «Теория и методика обучения фундаментальным дисциплинам в высшей школе» состоялась в 2001 г. В конференции приняло участие 301 человек из 27 городов Украины и России (Бердянск, Дрогобыч, Днепропетровск, Днепродзержинск, Донецк, Запорожье, Ивано-Франковск, Измаил, Керчь, Кировоград, Кривой Рог, Кременчуг, Киев, Каменец-Подольский, Львов, Мариуполь, Нежин, Одесса, Полтава, Ровно, Симферополь, Суммы, Славянск, Умань, Харьков, Хмельницкий, Комсомольск-на-Амуре). Уже тогда тематика конференции привлекла внимание ведущих специалистов в области образования. В работе конференции приняли участие 50 кандидатов наук и 11 докторов наук. Важно отметить, что работе конференции активно принимали участие и молодые ученые (34 студента, 3 аспиранта, 5 учеников средней школы). Труды конференции были изданы в 3-х томах общим объемом в 971 стр.Популярность конференции стремительно нарастала. Уже через год, на 3-й конференции, приняло участие 416 человек из 36 городов Украины и России (Алчевск, Белая Церковь, Бердянск, Винница, Горловка, Днепропетровск, Донецк, Дрогобыч, Житомир, Запорожье, Ивано-Франковск, Измаил, Ирпень, Киев, Кировоград, Краматорск, Красноармейск, Кривой Рог, Львов, Луганск, Луцк, Макеевка, Мариуполь, Мелитополь, Николаев, Одесса, Полтава, Ровно, Севастополь, Симферополь, Сумы, Тернополь, Тверь, Харьков, Хмельницкий, Черкассы). В работе конференции приняли участие 200 кандидатов наук и 39 докторов наук. Труды конференции были изданы в 4-х томах общим объемом в 1379 стр.Интересно отметить, что начиная с 2003 года, конференция начинает привлекать специалистов высшей квалификации самых разных направлений. Например, на конференциях участвовали: акад. НАПН Украины, чл.-корр. НАПН Украины; д.т.н., д.ф.-м.н, д.пед.н, д.мед.н., д.б.н., д.х.н., д.и.н., д.филол.н., д.филос.н., д.э.н., д.с.-х.н., д.геол.н.; к.т.н., к.ф.-м.н, к.пед.н, к.мед.н., к.х.н., к.б.н., к.филол.н., к.психол.н., к.геол.н., к.филос.н. Конференция начинает привлекать внимание и зарубежных специалистов по дидактике высшего образования. Уже с самого начала работы конференции в ней принимали участия ученые Росси, к которым чуть позже подсоединились преподаватели Беларуси, Грузии, Германии, Болгарии.Представляет интерес провести сравнительный анализ количественных характеристик всех 9 конференций. На рис. 2 показана диаграмма распределения числа участников по конференциям с 1-й по 9-ю. Участие студентов в работе конференций составляет 5…12 % от общего числа участников. Участие аспирантов в работе конференций составляет 4…9 % от общего числа участников.Важно отметить, что доклады, представленные на конференцию, всегда отражали современные тенденции развития информационно-педагогических технологий (см. рис. 9). Уже на 1-ой конференции (2001 г.) начинают рассматриваться вопросы дистанционного обучения, на 3-ей (2003 г.) – серьезно и глубоко анализируются вопросы дидактики дистанционного обучения, впервые рассматриваются вопросы влияния дистанционного обучения на психосоматику человека (Маклаков Г. Ю. «Современные компьютерные технологии и информационная безопасность личности»; Маклаков Г. Ю. «Методы оценки влияния современных компьютерных технологий на человека»).С 5-ой конференции начинает работать секция защиты информации и информационной безопасности. С 8-ой конференции (2010 г.) формируется отдельная секция по электронному обучению, на которой рассматриваются педагогические аспекты прогрессивных информационно-педагогических технологий. Особое внимание уделяется вопросам развития компьютерно-ориентированных методических систем обучения фундаментальным дисциплинам и программному обеспечению электронного обучения.На всех конференциях значительное внимание уделялось вопросам внедрения кредитно-модульной системы обучения, контроля качества образования, фундаментализации обучения гуманитарных и общественных дисциплин.Большое внимание уделяется вопросам использования математических сред, в которых возможно реализовать различные типы программных средств, направленных на повышение эффективности учебной деятельности студентов. Рассматривается методика обучения на основе Web-СКМ Sage, возможности технологии Cloud computing применительно к дистанционному обучению.Вот далеко не полный перечень обсуждаемых вопросов по современным информационно-педагогическим технологиям.Популярность конференции «Теория и методика обучения фундаментальным дисциплинам в высшей школе» во многом определяется тем, что в настоящее время это единственная конференция не только на Украине, но и в ближнем зарубежье, которая всесторонне охватывает вопросы дидактики высшей школы.Анализ содержания последних сборников трудов конференции показывает, что тематика конференции существенно расширилась и охватывает методику преподавания специальных дисциплин.В настоящее время конференция стала научно-методическим центром европейского уровня, в работе которого активно участвуют не только преподаватели Украины, но и представители учебных заведений Росси, Беларуси, Грузии, Болгарии, Германии и др.Высокий уровень представленных докладов стал возможен благодаря большой работе, которую проводил программный оргкомитет конференции. Вот далеко не полный перечень специалистов высшей квалификации, входящих в разное время в состав программного комитета: д. пед. н., проф. Атаманчук П. С.; к. ф.-м. н., проф. Белоусова Л. И.; д. т. н., проф., акад. НАПН Украины Быков В. Е.; д. т. н., проф. Величко А. Г.; д. ф.-м. н., проф. Глушко Е. Я.; д. пед. н., проф., акад. НАПН Украины Жалдак М. И.; д. т. н., проф. Засельский В. И.; д. пед. н., проф. Клочко В. И.; д. т. н., проф. Маклаков Г. Ю.; д. ф.-м. н., проф.; Олейников А. И.; д. пед. н., проф. Раков С. А.; к. ф.-м. н., проф. Рамский Ю. С.; д. пед. н., проф. Семериков С. А.; д. пед. н., проф., акад. Сергеев А. В.; д. т. н., проф. Сидоренк В. Д.; д. ф.-м. н., проф. Соловьёв В. Н.; д. пед. н., проф. Сусь Б. А.; к. пед. н., доц. Теплицкий И. А.; д. пед. н., проф. Триус Ю. В.; д. т. н., проф. Учитель А. Д., к. пед. н., проф. Швец В. А.; д. филос. н., проф. Шрамко Я. В.Комфортную работу участников конференции на высоком уровне обеспечивал организационный комитет (Теплицкий И. А., Семериков С. А., Засельский В. И., Учитель С. А., Малов Г. В., Глуходед М. В., Шокалюк С. В. и др.). Участники конференции получали возможность не только творчески работать в секциях, но и участвовать в обширной и интересной культурной программе.Конференция приобрела такую известность и популярность среди отечественных и зарубежных ученых благодаря самоотверженному труду организаторов конференции. Прежде всего, необходимо отметить Илью Александровича Теплицкого и Сергея Алексеевича Семерикова, по инициативе которых и возникла эта конференция. Без их самоотверженного труда вряд ли конференция смогла приобрести такой размах и популярность, не только на Украине, но и за рубежом.У организаторов конференции, как всегда, много творческих планов, и хочется от всей души пожелать им успешной и плодотворной работы. The article presents some statistics of 10 years of work of International Scientific and Practical Conference "Theory and methods of learning fundamental disciplines in high school". The prospects of its development are described. |
|
Publisher |
State institution of higher education «Kryvyi Rih National University»
|
|
Contributor |
—
— — |
|
Date |
2013-11-23
|
|
Type |
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion — — — |
|
Format |
application/pdf
|
|
Identifier |
http://ccjournals.eu/ojs/index.php/fund/article/view/201
|
|
Source |
Theory and methods of learning fundamental disciplines in high school; Vol 7 (2012); 03-12
Теория и методика обучения фундаментальным дисциплинам в высшей школе; Vol 7 (2012); 03-12 Теорія та методика навчання фундаментальних дисциплін у вищій школі; Vol 7 (2012); 03-12 2309-1487 |
|
Language |
rus
|
|
Relation |
http://ccjournals.eu/ojs/index.php/fund/article/view/201/191
|
|
Rights |
Copyright (c) 2014 Theory and methods of learning fundamental disciplines in high school
|
|