Запис Детальніше

Інформаційне забезпечення управління навчальним процесом у вищих закладах освіти

Електронний науковий архів Науково-технічної бібліотеки Національного університету "Львівська політехніка"

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Інформаційне забезпечення управління навчальним процесом у вищих закладах освіти
Information support of educational process in higher educational institutions
Информационное обеспечение управления учебным процессом в высших учебных заведениях
 
Creator Римар, Юрій Миколайович
 
Subject інформаційна система
інформаційне забезпечення
навчальний процес
механізм управління
організаційна модель
вища освіта
автоматизація управління
information system
information
learning process
the mechanism of management
organizational model
higher education
management automation
информационная система
информационное обеспечение
учебный процесс
механизм управления
организационная модель
высшее образование
автоматизация управления
 
Description Дисертація присвячена дослідженню та формуванню інформаційного забезпечення управління навчальним процесом у вищих закладах освіти. Визначено теоретичні та прикладні засади формування інформаційного забезпечення вищого навчального закладу, зокрема забезпечення навчального процесу як основного виробничого процесу ВНЗ. Проведено аналіз функціональних можливостей інформаційного забезпечення управління навчальним процесом, представлена модель його збалансованої організації, запропоновано нові концептуальні підходи до підвищення якісного рівня контингенту вступників до ВНЗ, обгрунтовано доцільність створення єдиного державного реєстру первинних особових даних фізичних осіб з акцентом на спрощення їх використання в інформаційних системах. This research focuses on the formation and information management training process in higher educational institutions. Theoretical and practical bases of formation of information support of the university, particularly the educational process as the main production process of high school. The analysis of the functionality of the information support learning management presented its balanced model of proposed new conceptual approaches to improve the quality of the contingent of Admission, proved the feasibility of establishing a single state register of primary personal data of individuals with a focus on ease of use of these data in information systems. Диссертация посвящена исследованию и формированию информационного обеспечения управления учебным процессом в высших учебных заведениях. Определены теоретические и прикладные начала формирования информационного обеспечения высшего учебного заведения, в частности обеспечения учебного процесса в качестве основного производственного процесса вуза. В работе предложено определание понятия «учебный процесс» как совокупности организационных и дидактических мероприятий, направленных на реализацию сущности образования согласно определенного образовательно-квалификационного уровня в соответствии с государственными стандартами образования. Осуществлен анализ функциональных возможностей информационного обеспечения управления учебным процессом, представлена модель его сбалансированной организации, предложены новые концептуальные подходы к повышению качественного уровня контингента поступающих в вузы, обоснована целесообразность создания единого государственного реестра первичных личных данных физических лиц с акцентом на упрощение использования этих данных в информационных системах, представлена разработанная автором комплексная информационная система автоматизации управления учебным процессом в высших учебных заведениях. В первом разделе «Теоретические и прикладные начала управления учебным процессом в контексте развития высшего образования» на основании исторического опыта проанализированы экономический фундамент, сущность и роль образования, рассмотрены информационные составляющие управления учебным процессом в высших учебных заведениях с учетом новых подходов к осуществлению образовательных реформ в процессе развития информационного общества путем расширения коммуникационных систем и развития информационных электронных ресурсов как в вузах в целом, так и при управлении учебным процессом в них. Механизм управления учебным процессом заключается в применении специализированных информационных систем, интегрирующих в себе такие функции менеджмента, как планирование, организация, мотивирование, контроль и регулирование. Во втором разделе «Анализирование использования информационных систем в вузах» намечены основные тенденции функционирования университетского высшего образования в период трансформирования экономики, дана аналитическая оценка системы управления учебным процессом в высших учебных заведениях, выполнен анализ системы коммуникаций в процессе информационного обмена между структурными подразделениями вуза, обоснована потребность всестороннего развития высшего образования на принципах формирования новой нормативно-правовой базы, что будет способствовать повышению уровня подготовки специалистов благодаря качественному управлению учебным процессом и его информационному обеспечению. Автор пришел к заключению, что современное высшее учебное заведение с информационной точки зрения представляет собой сложную иерархическую систему с разветвленными информационными связями между ее элементами и значительным объемом информационных потоков в них. Сложность управленческих решений, принимаемых при планировании учебного процесса в ВУЗах, требует их многовариантной проработки с выбором оптимального варианта, что возможно лишь при использовании современных компьютерных технологий управления и коммуникационных средств. В третьем разделе «Планирование и регулирование учебного процесса» освещены особенности формирования и функционирования механизма управления учебным процессом в высших учебных заведениях. В частности создана инфомационная модель сбалансированной организации учебного процесса, представляющая собой формализованное математическое описание построения расписания занятий, как результата стратегического и тактического планирования учебного процесса, предложены меры по усилению контроля за качественным составом поступающих в вузы путем внесения некоторых изменений в методику рассчета среднего балла школьного атестата, который наряду с результатами внешнего независимого оценивания знаний влияет на совокупный рейтинговый балл при поступлении, что будет способствовать улучшению дидактической составляющей учебного процесса. Также изложен опыт разработки и эксплуатации многоуровневой информационной системы автоматизации управления учебным процессом в вузе, приобретенный автором. При описании функциональных возможностей системы, состоящей из отдельных модулей (автоматизированных рабочих мест), соответствующих различным аспектам и этапам учебного процесса, обращено внимание на трудоемкий характер первичного ввода идентификационных данных физических лиц в информационные системы. В связи с этим предложено создание единого государственного реестра основных личных данных физических лиц на основании существующего Государственного реестра физических лиц-плательщиков налогов и других обязательных платежей.
 
Date 2014-12-29T09:00:33Z
2014-12-29T09:00:33Z
2014
 
Type Autoreferat
 
Identifier Римар Ю. М. Інформаційне забезпечення управління навчальним процесом у вищих закладах освіти : автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук : 08.00.04 – економіка та управління підприємствами (за видами економічної діяльності) / Юрій Миколайович Римар ; Національний університет «Львівська політехніка». – Львів, 2014. – 27 с. – Бібліографія: с. 23–24 (12 назв).
http://ena.lp.edu.ua:8080/handle/ntb/25802
 
Language ua
 
Publisher Національний університет "Львівська політехніка"