Запис Детальніше

Интеллектуальный потенциал вуза через призму повышения уровня усвоения знаний

Журнал "Теорія та методика електронного навчання"

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Интеллектуальный потенциал вуза через призму повышения уровня усвоения знаний
Інтелектуальний потенціал ВНЗ через призму підвищення рівня засвоєння знань
Intellectual potential of the university through the prism of improving the assimilation of knowledge
 
Creator Остапенко, Ірина Миколаївна
Кінторяк, Катерина Миколаївна
 
Subject



 
Description Одним из важнейших направлений повышения эффективности деятельности вузов является формирование их стратегии, ориентированной на достижение конкурентных преимуществ на рынке образовательных, научных услуг, труда - на достижение позиций лидерства. Источник ценности любого вуза и залог успешного развития – интеллектуальный капитал. По мнению Г. Беккера [1], образование и обучение являются наиболее важными инвестициями в человеческий капитал.Современная экономика во многих исследовательских трудах называется «экономикой знаний», поскольку все большую роль играют знания, информация, инновационные технологии, нематериальные активы, электронные коммуникации. Знания могут рассматриваться в следующих аспектах:– совокупный интеллект, квалификация, изобретательность сотрудников, их творческие способности, дополненные современными инструментами творческого труда, свободой творчества и предпринимательства;– производительная сила, особый капитал, способствующий мгновенному реагированию на любые тенденции в экономико-социальном развитии, обеспечивающий желаемый уровень конкурентоспособности.– как специальная форма представления информации, позволяющая человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать её.Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, в особенности знаний. Знания являются ключевым понятием информационной технологии. Информация и знания – особый вид ресурсов, отличающийся от финансовых, трудовых, технических, природных ресурсов – «общественные блага» по мнению экономистов [2]. Т. Стюарт назвал информацию «необычным видом ресурсов» и указал его основные отличительные особенности [3].Непрерывный рост научной информации становится объективной причиной увеличения объема знаний, возрастания сложности умений и способов деятельности, которыми должны овладеть студенты в вузах. Растут требования к прочности приобретаемых знаний и навыков, к комплексу методов учебной и научно-исследовательской деятельности будущих специалистов. Неизбежно возникает противоречие между увеличением объема и сложности содержания преподаваемых дисциплин и ограничением времени на их освоение студентами, из чего вытекает проблема уплотнения знаний и интенсификации их усвоения.Таблица1.Отличительные особенности ресурса «знания – информация» Отличительная черта«Информация» как ресурс особого видаЗнания не убывают по мере их использования.1. Способность к приобретению очередной порции знаний не уменьшается с приобретением определённого объёма знаний.2. Знания существуют вне зависимости от пространства.3. На стоимость создания знаний не влияет, сколько человек будет пользоваться ими впоследствии.4. Знания существуют вне зависимости от пространства. Они могут находиться в нескольких местах одновременно.5.Знания не уменьшаются по мере их использования.6.Информация может быть продана многократно.7.Некоторые их формы очень чувствительны к фактору времени.Изобилие знаний1. Объем знаний продолжает увеличиваться.2. Они зачастую вырастают в цене именно потому, что имеются в изобилии, а не потому, что их недостает.Структура себестоимости «материализованного знания»1. Большая часть, заключенных в большинстве наукоемких товарах и услуг издержек, приходится на подготовительный период.2. Между затратами знаний на входе и объемом знаний на выходе нет значимого экономического соответствия, т. е. мерилом успеха не может быть количество усилий, приложенных к его достижению.3. Отдача от подготовки кадров не соотносится с объемом затрат.С точки зрения философии конструктивизма, учебный процесс – это [4]: активный процесс конструирования знаний; конструктивный процесс, базирующийся на индивидуальном образовании и уже существующих знаниях; эмоциональный процесс; саморегулирующийся процесс, требующий от обучающегося исполнения функций наблюдения, управления и контроля за учебным процессом; коммуникативный процесс, предполагающий взаимодействие с другими и невозможный вне социального обмена; ситуативный процесс, предполагающий связь с определённым контекстом и ситуацией.Ситуационный подход к процессу обучения, в отличие от когнитивно-ориентированного подхода, согласно которому знания рассматриваются как абстрактная единица, находящаяся в головах индивидов, предполагает акцент на ситуации, в которой происходит процесс обучения, подчёркивая активную позицию обучающегося. Через призму необходимых характеристик передаваемой информации в процессе достижения качества обучения важную роль имеет метод (способ) преподавания – передачи информации.Вся передаваемая источником информация «фильтруется» слушателем [5, 266]. На рис. 1 представлена схема этого процесса. Рис. 1. «Фильтрация» передаваемой информации Нужны методы и формы работы преподавателей, позволяющие учесть все возможные риски потери «знаний». Для эффективного достижения информации при прохождении через фильтры нужно, чтобы исходящая информация была интересной для слушателей, излагалась простым и максимально доходчивым языком, эмоционально окрашена.Объективные системы связей и отношений одного и того же явления, раскрываемые разными людьми, персонифицируются. Специфика общения в совместной интеллектуальной деятельности людей проявляется через персонификацию. Решение проблемы как результат общения с одной стороны не совпадает с индивидуальными стратегиями мыслительного поиска, с другой стороны производно от своеобразного сочетания и преобразования индивидуальных мыслительных процессов, являясь системой, имеет все свойства и особенности системы составляющих элементов – мыслей. Процессы мышления протекают индивидуально [6], но не каждая высказанная мысль в процессе общения может быть продуктивной в рамках решения проблемы, если она высказана, принята к сведению, осознана, обобщена, поставлена в систему причинно-следственных связей, отношений рассматриваемых явлений, стала достоянием другого человека.Согласно когнитивному подходу, человек – закрытая система, перерабатывающая информацию, которая кодируется, сохраняется, трансформируется и по мере необходимости откликается – используется. Процесс мышления протекает нелинейно и с различной степенью глубины. В конструктивном общении процесс имеет два плана: развёртывание своей гипотезы и восприятие, но не обдумывание чужой гипотезы. Отметим ещё один важный момент – потребность в разрешении противоречия (в «открытии»), существующего у каждого индивида, обусловленная личностными особенностями, стилем работы, мотивацией каждого. На результат решения проблемы через призму общения оказывают влияние [6]: индивидуальные психологические особенности – особенности мыследеятельностных процессов; личностные аспекты – мотивы и потребности познавательной деятельности; эмоциональная составляющая, опыт; профессиональная подготовка; форма подачи информации (например, речь, текст, таблицы, схемы); стиль работы, общения – доброжелательность, контактность, желание сотрудничать, умение слушать, активность, степень открытости; количественный состав.Одним из основных источников роста человеческого капитала является общение, что обусловлено следующим:– познавательная деятельность в непосредственном общении протекает как последовательность взаимодействующих индивидуальных мыслительных процессов;– идея каждого может влиять или не влиять на процесс мышления других и может быть конструктивно использована, если человек находится на этапе мыслительного процесса, когда способен в уже сложившуюся систему связей и отношений включить другую идею;– понимание идей друг друга ведёт к сближению содержания мышления партнёров.Эффективное человеческое взаимодействие – основа эффективной передачи знаний. Один из главных факторов эффективных отношений – взаимопонимание, что отражает модель (табл. 2), разработанная Джозефом Люфтом и Харри Ингремом («окно Джохари»).По мере расширения области «Открытое окно» – использование человеком возможности открыться, растёт возможность взаимопонимания между людьми. Этот процесс – раскрытия себя как личности – имеет как плюсы, так и минусы. Закрытость оберегает человека от боли, хотя платой за это является потеря возможности глубинных личностных постижений и развития [8, 209]. Процесс раскрытия тесно связан с процессом обратной связи. Обратная информация, которая предоставляется другими людьми, имеет относительную ценность. Для позитивной обратной связи, необходимо: целенаправленная помощь собеседнику; доверие между собеседниками; осуществляется, когда собеседник готов к восприятию информации; мнение сообщающего сверено с мнением людей с целью подтверждения его истинности; не содержит больше информации, чем человек способен воспринять в данный момент.Таблица 2.Модель взаимопонимания «окна Джохари» «Открытое окно»Содержит информацию, известную как данному конкретному человеку, так и другим людям, находящимся с ним в контакте.«Слепое окно»Содержит информацию, касающуюся чувств, поведенческих реакций, очевидных для других людей, но остающихся неизвестной для данного конкретного человека.«Закрытое окно»Содержит информацию, известную данному конкретному человеку, но неизвестную другим людям.«Неизвестное окно»Содержит информацию о чувствах и опыте, неизвестном, как самому человеку, так и другим людям.Открытость в сопровождении обратной связи способствует возможности развития своей осознанности в процессе межличностного взаимодействия. Изменение в одной из областей «окна Джохари» влияет на все другие. Взаимное доверие ускоряет сознание и, наоборот. Процесс насильственного раскрытия не эффективен, следовательно, не желателен. Чем меньше квадрант открытости, тем беднее коммуникация.Чем больше ресурсов и умений у конкретного человека в области межличностного взаимодействия, тем большими возможностями он обладает для исполнения задач профессиональной деятельности [7, 212].Критерий эффективности оптимизации благоприятности организационного климата, например степень пересечения потребностей вуза как организации, преподавателей и студентов.Итак, профессионализм преподавателя, человеческое взаимодействие, позитивная обратная связь, благоприятный организационный климат и т.п. способствуют оптимизации передачи и усвоению информации. Учитывая факторы, от которых зависят перечисленные категории, моделирование оценки эффективности усвоения знаний студентами посредством различных форм и методов обучения возможно с использованием модели: , Ij – интегральный уровень j-го фактора; λj – весовой коэффициент Ij; n – количество факторов, оказывающих влияние на образовательный процесс (профессионализм преподавателя, человеческое взаимодействие, позитивная обратная связь, благоприятный организационный климат и т.п.); mj – количество показателей, обуславливающих каждый j-й фактор; – i-й показатель рассматриваемого j-го фактора; – весовой коэффициент влияния показателя на эффективность j-го фактора учебного процесса.Рассмотрим факторы, подлежащие бальной оценке и определению их весовых коэффициентов.I. Общие факторы для преподавателей и студентов вуза:1. Уровень IQ – показатель уровня развития системы разноуровневых познавательных процессов.2. Индивидуальные возможности творческой интеллектуальной деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, применением нестандартных подходов в процессе решения проблем, чувствительностью к наиболее перспективным направлениям поиска решений; открытостью к инновациям.3. Коммуникативные способности: уважение человеческого достоинства; умение вести спор, диалог, дискуссию; умение слушать; тактичность в общении с коллегами, студентами. II. Для определения интегрального показателя способности передавать знания преподавателями вуза можно учитывать факторы:1. Профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания:1.1. Академические способности: уровень знания предмета; отслеживание открытий, новизны в своей науке; проведение исследовательской работы; систематическое участие в работе семинаров, конференций; публикации научных трудов, издание методических пособий; систематическое повышение квалификации, уровня профессиональной подготовки.1.2. Дидактические способности: изобретение различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения учащимися; дидактическое творчество; формулирование и уточнении целей и задач, стоящих как перед каждым студентом в отдельности, так и перед группой, перед потоком; учёт индивидуальной внутренней мотивации к обучению; способность чувствовать эмоциональный настрой группы, стремление к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого студента.1.3. Методические способности: применение индивидуального и дифференцированного подхода; использование форм и методов работы в зависимости от ситуации, индивидуальных способностей и особенностей группы.1.4. Организаторские способности: способность организовать студенческий коллектив на пути к решению задач; умение правильно организовать планирование и контроль; способность правильно распределять работу во времени.1.5. Способности к инновационной активности: использование интерактивных методов обучения студентов; применение новых технологий; использование эффективных методик обучения в рамках ситуационного подхода; дифференцированный подход при выборе форм и методов обучения.1.6. Способность обеспечения результата обучения: обеспечение устойчивых результативность обучения студентов согласно их способностям; мониторинг уровня знаний студентов; приобщение студентов к научной работе; подготовка студентов к участию в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях.2. Психологические позиции, личностные особенности:2.1. Коммуникативные способности: умение найти правильный подход к студентам; создание условий для обратной связи на занятиях в любой форме; совместные неофициальные контакты, беседы о науке, искусстве, будущей деятельности, книгах; участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге. 2.2. Перцептивные способности: способность проникать во внутренний мир студента; психологическая наблюдательность, понимание личности студента и его ситуационных психических состояний.2.3. Авторитарные способности: эмоционально-волевое влияния на учащихся; решительность; выдержка; настойчивость, требовательность; ответственность за обучение и воспитание студентов.2.4. Речевые способности: способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, мимики и пантомимики; уровень внутренней силы, убежденности, заинтересованности в том, что говорит; выражение мысли ясное, понятное и доступное для студентов; эмоциональная окраска; проявление чувства юмора.III. Основные качества студента вуза, влияющие на уровень усвоения им знаний (в дополнении к общим):1. Академические способности: участие в исследовательской работы; систематическое участие в работе семинаров, студенческих конференций; публикации научных результатов; систематическое развитие интеллектуальных способностей2. Коммуникативные способности: уважение человеческого достоинства коллег и студентов; умение найти правильный подход к студентам и преподавателям; умение вести спор, диалог, дискуссию; умение слушать; тактичность в общении со студентами, преподавателями; умение использовать обратную связь на занятиях форме.IV. Основные элементы организации микроклимата на за
У статті розглянуті визначення понять "знання" і "інформація" з погляду різних філософських парадигм. Розглянуто деякі фактори, що підлягають бальній оцінці та визначенню їх вагових коефіцієнтів.
The article discusses the definition of "knowledge" and "information" from the point of view of different philosophical paradigms. We consider some factors which may be scored and their weighting factors may be determinated.
 
Publisher State institution of higher education «Kryvyi Rih National University»
 
Contributor


 
Date 2014-01-11
 
Type info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion



 
Format application/pdf
 
Identifier http://ccjournals.eu/ojs/index.php/e-learn/article/view/260
 
Source Теория и методика электронного обучения; Vol 2 (2011); 115-123
Теорія та методика електронного навчання; Vol 2 (2011); 115-123
Theory and methods of e-learning; Vol 2 (2011); 115-123
2309-1495
 
Language rus
 
Relation http://ccjournals.eu/ojs/index.php/e-learn/article/view/260/246
 
Rights Copyright (c) 2014 Theory and methods of e-learning