О ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Журнал "Теорія та методика електронного навчання"
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
О ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРО ПІДГОТОВКУ ПЕДАГОГІВ ДО ВИКОРИСТАННЯ ІНФОРМАЦІЙНИХ І КОМУНІКАЦІЙНИХ ТЕХНОЛОГІЙ ON PREPARING TEACHERS FOR USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES |
|
Creator |
Бідайбеков, Єсен Икласович
Камалова, Гульдіна Большевіківна Кисельова, Олена Анатоліївна |
|
Subject |
—
— — — |
|
Description |
В условиях информатизации образования к качеству труда и уровню квалификации педагогических кадров предъявляются особые требования, соответствие которым, как правило, не обеспечивается освоением базового курса информатики и спецкурсов по информационным технологиям в рамках основных специальностей и направлений подготовки. Вопросы эффективного использования всего спектра доступных информационных и телекоммуникационных технологий на современном этапе выходят на ведущее место в системе профессиональных деятельностей будущих педагогов.В Казахстане подготовка учителей информатики ведется в педагогических институтах, во всех региональных университетах страны, в том числе, в головном педагогическом университете КазНПУ им. Абая. Система подготовки учителей информатики включает подготовку в бакалавриате и магистратуре. Кроме подготовки учителей информатики важное значение имеет подготовка педагогов в области информационных и коммуникационных технологий ИКТ в целом.Существенным пробелом в профессиональном развитии современных школьных учителей остается их недостаточный профессионализм в области использования информационных и коммуникационных технологий. В первую очередь, такой непрофессионализм сказывается на существенном снижении эффективности обучения школьников. В связи с этим учитель должен не только обладать знаниями в области информационных и телекоммуникационных технологий, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Достижению такой цели должна способствовать подготовка педагогов к использованию информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности [1].Содержание подготовки будущих педагогов к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования должно быть реализовано, прежде всего, через изучение информатики, включенной в программу подготовки специалистов разного профиля в качестве одной из общеобразовательных дисциплин, а также спецкурсов по информационным технологиям в рамках основных специальностей и направлений подготовки.Изучение ИКТ в педагогическом вузе имеет свою специфику. Информационные и коммуникационные технологии выступают и как объект изучения, и как инструмент предметной и педагогической деятельности, и как средство учебно-методического обеспечения учебного процесса в школе. Поэтому современный учитель должен не только обладать знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, что входит в содержание курса информатики, изучаемого в педагогических вузах, но и быть специалистом по применению новых технологий в своей профессиональной деятельности в школе. При этом стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий требует изучения не конкретных программных средств, а освоения будущими педагогами их сущности и возможностей, перспектив развития информационных и коммуникационных технологий обучения и психолого-дидактического обоснования их использования, что позволяет обеспечить соответствие профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в области информационных технологий современным требованиям.Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы образования. Поэтому очевидно, что в систему подготовки педагогов должно войти знакомство с несколькими группами таких потребностей [2], определяемых, как в отношении собственно учебного процесса, так и в отношении других сфер деятельности педагогов.Конечно, в программу подготовки будущих педагогов в педагогических вузах кроме общеобразовательного курса информатики входит множество различных дисциплин, касающихся использования ИКТ. Очевидно, что все они так или иначе освещают особенности осуществления педагогической деятельности в условиях использования ИКТ. К этому списку, конечно же, надо добавить многочисленные курсы методики обучения различным дисциплинам, которые не могут обойти стороной специфику информатизации обучения отдельным предметам школьной программы.Подобный подход, связанный с рассмотрением вопросов информатизации в рамках перечисленных дисциплин, имеет, как минимум, два существенных недостатка, первый из которых – разрозненность и несвязность перечисленных дисциплин, читаемых, как правило, разными педагогами. Содержание этих курсов во многих местах дублирует друг друга. Так, например, особенности разработки и использования образовательных электронных изданий и ресурсов, публикуемых в сети Интернет, могут рассматриваться практически во всех перечисленных курсах, а второй связан с тем, что указанные дисциплины ориентированы, прежде всего, на изучение средств, используемых в обучении, а не на подготовку педагогов к профессиональной деятельности.Нельзя не отметить, что в большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда педагогов, а также на эффективность обучения школьников и студентов. В то же время любой опытный педагог подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий во многих случаях использование средств информатизации никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет даже негативный эффект. Поэтому в использовании ИКТ необходим взвешенный и четко аргументированный подход.Но при таком подходе изучить все средства невозможно, что впрочем, и не требуется. Изученные конкретные средства и технологии устаревают настолько быстро, что после окончания вуза педагог наверняка столкнется с совсем другими средствами, оперированием с которыми он не владеет [3]. Поэтому очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации обучения должно осуществляться комплексно, повсеместно и обучение корректному, оправданному и уместному использованию средств информационных и телекоммуникационных технологий должно войти в содержание подготовки всех педагогов.Информатизация образования – это не только информатизация обучения. В настоящее время информатизация образования выделена как отдельная актуальная и перспективная научно-педагогическая область, подразумевающая методы, технологии и средства единообразной и интегрированной информатизации всех сфер деятельности, свойственной всем уровням системы образования – учебной, контрольно-измерительной, научно-исследовательской, внеучебной и организационно-управленческой. Следует сказать, что даже при удовлетворительной обеспеченности казахстанской системы образования компьютерной техникой, специальными программным обеспечением и методиками проведения компьютеризированных занятий реальной информатизации образования на профессиональном уровне не произойдет до тех пор, пока на должный уровень не выйдет готовность педагогов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.Приведенные факторы и аргументы, а также потребности системы образования, свидетельствуют о необходимости подготовки к использованию ИКТ, т.е. всех педагогов выше указанной научно-педагогической области информатизации образования и поэтому одним из таких курсов по подготовке к использованию ИКТ должен стать именно курс Информатизации образования.Основными целями [4] такой подготовки должны стать: ознакомление с положительными и отрицательными аспектами использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании; формирование представления о роли и месте информатизации образования в информационном обществе, видовом составе и областях эффективного применения средств информатизации образования, технологий обработки, представления, хранения и передачи информации; ознакомление с общими методами информатизации, адекватными потребностям учебного процесса, контроля и измерения результатов обучения, внеучебной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности учебных заведений; формирование знаний о требованиях, предъявляемых к средствам информатизации образования, основных принципах оценки их качества, обучение педагогов стратегии практического использования средств информатизации в сфере образования; предоставление дополнительной возможности пояснить обучаемым роль и место информационных технологий в современной мире; обучение формирующемуся языку информатизации образования (с параллельной фиксацией и систематизацией терминологии на государственном языке).В качестве основных направлений, систематизирующих содержание подготовки, должны быть сущность, цели и особенности информатизации образования, технические средства и технологии информатизации образования, методы информатизации образовательной деятельности, основы формирования информационных образовательных сред и информационного образовательного пространства, вопросы формирования готовности педагогических кадров к профессиональному использованию информационных технологий [5].Таким образом, в содержание подготовки педагогов к обоснованному и эффективному использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности должны быть включены следующие основные компоненты и темы:1. Современные информационные и коммуникационные технологии и их использование в образовании. Положительные и отрицательные стороны информатизации образования. Целесообразность и эффективность использования средств информатизации образования. Информатизация образования и жизнь общества.2. Виды аудиовизуальных и технических средств, используемых в образовании. Компьютеры и их виды. Периферийное оборудование. Технологии и средства мультимедиа. Телекоммуникационные средства, применяемые в образовании.3. Технологии хранения и представления информации. Технологии информационного моделирования. Технологии передачи информации. Ресурсы компьютерных сетей как средство обучения.4. Информационные и телекоммуникационные технологии в учебном процессе. Методы оценки качества средств информационных и коммуникационных технологий, применяемых в образовании. Технологии информатизации очного и дистанционного обучения. Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования.5. Информатизация контроля и измерения результатов обучения. Информатизация внеучебной деятельности. Информатизация научных и методических исследований.6. Информатизация организационно-управленческой деятельности учебного заведения. Информационные технологии и работа с родителями.7. Система факторов формирования информационно-образовательной среды. Информационное образовательное пространство как система информационных образовательных сред.Основной задачей изучения этой дисциплины является осознание студентами сути и актуальности процесса информатизации образования, который рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов, затрагивающий все основные направления реформирования образовательной системы Казахстана. Изучение курса «Информатизация образования» должно познакомить педагогов с областями наиболее эффективного применения средств информатизации в своей профессиональной деятельности. Примеры, приводимые в процессе обучения студентов педагогических вузов, должны наглядно продемонстрировать, что средства ИКТ способны повысить эффективность деятельности учителя не только на уроке, но и в рамках всей его педагогической деятельности.Методическая система обучения новой дисциплине не является еще до конца сформировавшейся. Большие вопросы и исследования порождает выявление содержание обучения. При отборе содержания курса необходимо, прежде всего, руководствоваться дидактическими принципами обучения, определяющими дидактические требования к содержанию любого учебного курса: требование обеспечения научности предполагает использование научно достоверных материалов и теорий; требование обеспечения доступности означает, что содержание теоретического раздела курса, методика преподавания и формы организации учебного процесса должны соответствовать уровню подготовки студентов; содержание курса должно обеспечивать систематичность и последовательность изложения материала, стимулировать сознательность обучения, самостоятельность и активизацию учебной деятельности студентов. При отборе содержания курса «Информатизация образования» надо основываться также и на методических и других принципах отбора содержания. Этим и другим вопросам системы подготовки, в том числе, методической системе обучения данному курсу посвящена монография [6]Учитывая перспективы развития информационно-коммуникационных технологий, сегодня достаточно глубоко рассматриваются вопросы внедрения электронного обучения, что является одним из приоритетных направлений Государственной программы развития образования на 2011–2020 годы. Система электронного обучения является одним из основных возможных способов реализации информатизации образования. «Для того чтобы создать такую систему, предстоит сформировать совершенно новую правовую базу, методологию, кадровое и техническое обеспечение, массированный цифровой контент» [7]. Для нормального функционирования системы электронного обучения потребуется профессиональная подготовка преподавательских кадров. Предполагается, что к 2012 году будут внесены дополнения в Государственные общеобразовательные стандарты образования (ГОСО) высшего, технического и профессионального образования в части подготовки педагогических кадров для работы в системе электронного обучения, в ГОСО среднего образования в части обязательного использования системы электронного обучения.В соответствии с новыми условиями развития информатизации образования в настоящее время ведется разработка раздела «Основы электронного обучения» дисциплины «Информатизация образования» который может вестись и как самостоятельный курс. Отдельное внимание в нем должно быть уделено теоретическим вопросам, связанным с базовыми понятиями электронного обучения [6].
Відповідно з новими умовами розвитку інформатизації освіти в даний час ведеться розробка розділу «Основи електронного навчання» дисципліни «Інформатизація освіти» який може вестися і як самостійний курс. In accordance with the new conditions of development of education informatization section "Basic e-learning" of discipline "Informatization of Education" is currently being developed which can be conducted as a separate course. |
|
Publisher |
State institution of higher education «Kryvyi Rih National University»
|
|
Contributor |
—
— — |
|
Date |
2014-02-05
|
|
Type |
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion — — — |
|
Format |
application/pdf
|
|
Identifier |
http://ccjournals.eu/ojs/index.php/e-learn/article/view/310
|
|
Source |
Теория и методика электронного обучения; Vol 3 (2012); 18-24
Теорія та методика електронного навчання; Vol 3 (2012); 18-24 Theory and methods of e-learning; Vol 3 (2012); 18-24 2309-1495 |
|
Language |
rus
|
|
Relation |
http://ccjournals.eu/ojs/index.php/e-learn/article/view/310/297
|
|
Rights |
Copyright (c) 2014 Theory and methods of e-learning
|
|