ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОРЯКОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ФЛОТА
Державна електронна бібліотека з питань безпеки виробництва, охорони та гігієни праці
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОРЯКОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ФЛОТА |
|
Creator |
Шафран Л.М.
Голикова В.В. |
|
Subject |
1.2.Організація охорони праці
1.4. Умови праці 4.3. Гігієна праці |
|
Description |
Вступление. Морской транспортный флот насчитывает более 74 тыс. судов, которые ежегодно перевозят порядка 7,1 млрд т грузов (около 80 % мирового грузооборота). Сформирован международный рынок морского труда, на котором успешно конкурируют украинские моряки (около 100 тыс. граждан Украины). Поскольку флот пополняется преимущественно специализированными судами, удельный вес которых по тоннажу превысил 75 %, а условия труда и содержание трудового процесса характеризуются рядом существенных особенностей, актуальной задачей медицины транспорта является их гигиеническая и психофизиологическая оценка для разработки рекомендаций по обеспечению безопасности и сохранения здоровья этой категории плавсостава, что и определило цель исследования. Материалы и методы исследования. Обследовано 362 моряка, работавших на специализированных (балкеры, газовозы, контейнеровозы и химовозы) и универсальных сухогрузых судах (контроль). Проведен анализ судовой документации, гигиенические исследования, профессиография методом суточной самофотографии на разных этапах рейса, анкетирование, психофизиологические, физиологические и биохимические исследования слюны до и после возвращения из плавания. Полученные данные по основным показателям сравнивали с результатами исследований, проведенных в 90-х годах ХХ века. При анализе материалов использовали методы вариационного и корреляционного анализа. Результаты. Анализ суточных профессиограмм моряков на основных этапах рейса (погрузочно-разгрузочные операции в порту и переход морем, океаническое плавание) показал, что в связи с сокращением численности экипажа до 15–18 человек, ростом размеров, дедвейта, скорости хода и автоматизации процессов эксплуатации современного транспортного судна, интенсификацией судоходства на морских путях труд моряков приобрел операторский характер, что в совокупности с переменным характером рабочих мест и вахтенным режимом привело к существенному росту напряженности, суммарного рабочего времени, профессиональному стрессу, что лежит в основе существенных изменений психофизиологических функций, и развитию утомления, которое носит кумулирующий характер, что повышает риск развития психосоматических заболеваний. Заключение. Поскольку моряк превратился в «сезонного» рабочего на судах зарубежных судовладельцев, проблемы его здоровья решаются сугубо индивидуально. Поэтому необходимо осуществлять не только качественные медицинский и психофизиологический профессиональный отборы данного контингента, но и осуществлять психофизиологическое сопровождение и медико-психологическую реабилитацию рассматриваемых контингентов плавсостава. В указанном направлении продолжают работать авторы статьи. |
|
Publisher |
ТОВ «Видавничий дім «Авіцена»
|
|
Date |
2014
|
|
Type |
Стаття
PeerReviewed |
|
Format |
text
|
|
Identifier |
http://opb.org.ua/3258/1/Ujpmp_2014_3_5.pdf
Шафран Л.М., Голикова В.В. (2014) ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОРЯКОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ФЛОТА. Український журнал з проблем медицини праці (3(40)). с. 29-39. ISSN 2223-6757 |
|
Relation |
http://opb.org.ua/3258/
|
|