Запис Детальніше

Антропологічні виміри ідеології

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Антропологічні виміри ідеології
 
Creator Павленко, Юрій Олексійович
 
Subject ідеологія
суб’єкт
метафізична очевидність
дискурс
інтерпеляція
гегемонія
антигуманізм
суспільна практика
габітус
поле
идеология
субъект
метафизическая очевидность
интерпелляция
гегемония
антигуманизм
общественная практика
габитус
ideology
subject
metaphysical certainty
discourse
interpellation
hegemony
humanism
social practice
habitus
field
130.2 304:321
 
Description У дисертації досліджується роль ідеології в формуванні світовідношення і цілепокладання людини в індивідуальному і колективному аспектах. Наявні дослідження розглядають ідеологію та її антропологічні аспекти в різних проблемних полях, а не як окремий предмет дослідження. Водночас поза увагою залишається комплексний антропологічний аналіз ідеології як феномену людського світовідношення.
Дисертаційне дослідження спирається на аналіз антропологічних моментів ідеологічних процесів: інтерпеляції, суб’єктивності, відчуження, ідеологічної маніпуляції, гегемонії, функціонування ідеології в різних полях. Важливе місце в дослідженні займає філософсько-антропологічний аналіз практик деідеологізації і тези про “вічність ідеології”, ставиться питання про можливість ідеологічно нейтральних суспільних практик.
В роботі показано, що антропологічна зумовленість ідеології полягає в її залежності від глибинних аспектів людської природи, отже ідеологія становить одну з ключових детермінант людського буття яка постає в результаті взаємодії індивідуального несвідомого, цілепокладання людини та суспільних запитів.
В диссертации исследуется роль идеологии в формировании мироотношения и целеполагания человека в индивидуальном и коллективном аспектах. Имеющиеся исследования рассматривают идеологию и ее антропологические аспекты в различных проблемных полях, а не как отдельный предмет исследования. Вместе с тем без внимания остается комплексный антропологический анализ идеологии как феномена человеческого мироотношения.
Логика политического развития современного общества убедительно демонстрирует тенденцию к росту роли идеологии практически на каждом этапе развертывания политического процесса. В этом смысле двадцатый век вообще может быть назван "веком идеологий", эпохой, дух времени которой определялся столкновением различных, зачастую антагонистичных, идеологических доктрин.
Вся политическая история двадцатого столетия пронизана противоборством самых активных и доминирующих в этот век идеологий (либеральной, коммунистической, фашистской), в основу которых положены различные антропологические контексты, системы ценностей и принципиально разные мировоззренческие установки.
Несмотря на то что, по мнению некоторых ученых, "век идеологий" подходит к концу, они продолжают играть значительную роль в политической жизни современного общества. Это в полной мере касается и глобальных политических процессов и процессов более локального уровня, где роль идеологических факторов даже возросла.
В то же время, идеология в современных обществах не столько находит свое концентрированное выражение в пропагандистском аппарате политических институтов, сколько как бы "растворена" в пространстве СМИ и массовой культуры. В этом контексте идеология диктует взаимосвязь социальных отношений, влияет на конституирование, трансформацию и практическое применение знаний, убеждений, социальных репрезентаций.
Диссертационное исследование опирается на анализ антропологических моментов идеологических процессов: интерпелляции, субъективности, отчуждения, идеологической манипуляции, гегемонии, функционирования идеологии в разных полях. Важное место в исследовании занимает философско-антропологический анализ практик деидеологизации и тезисы о "вечности идеологии", ставится вопрос о возможности идеологически нейтральных общественных практик.
Обращение к антропологическим факторам идеологии позволило открыть механизмы ее эффективности, которая заключается не в навязывании политически мотивированных идей индивидууму, а в инкорпорации в коллективное "политическое тело" благодаря функции символической идентификации.
Деконструкция субъекта новоевропейской философии как основы метафизической очевидности, источника бытия, констатация его фрагментарности, иллюзорности, открытие историчности субъекта и роли символической функции в процессе субъективация, подготовили почву для концепции "субъекту идеологии".
Идеология - это отдельная система, с помощью которой люди воспринимают, оценивают, "переживают", представления, сложившиеся в них, относительно реальных условий существования. Причем эта система представлений может состоять из концепций, идей, мифов и образов.
Идеология существует постольку, поскольку ее поддерживают отдельные индивидуумы. Поэтому, для того чтобы индивидуумы исповедовали идеологию, она пытается стать определяющим вектором мироотношения. Идеология "действует" или "функционирует" таким образом, что как бы "вербует" субъекты из числа индивидуумов.
В контексте общественных полей идеология обуславливает идеологическую очевидность при помощи дискурса и определяет основные направления идеологической детерминации человеческого мироотношения и жизнедеятельности. В то же время, границы идеологической интерпелляции определяются автономностью и креативностью индивидуума в плоскости общественной практики.
Политический дискурс относится к особому типу общения, для которого характерна высокая степень манипулирования, и поэтому выявление механизмов политической коммуникации представляется значимым для определения характеристик языка как средства воздействия.
Политический дискурс представляет собой знаковую систему, имеет два измерения - реальный и символический, при этом в реальном измерении он понимается как текст в конкретной ситуации политического общения, а его символический измерение включает вербальные и невербальные знаки, которые составляют "возможный мир", ориентированный на обслуживание сфере политической коммуникации.
В работе показано, что антропологическая обусловленность идеологии состоит в ее зависимости от глубинных аспектов человеческой природы, следовательно идеология составляет одну из ключевых детерминант человеческого бытия, которая возникает в результате взаимодействия индивидуального бессознательного, целеполагания человека и общественных запросов.
The dissertation examines the role of ideology in shaping world-view and goal-setting patterns in individual and collective aspects. Existing studies concern ideology and its anthropological aspects in various fields, but not as a separate subject of study. However, a huge complex of anthropological analysis of ideology as a phenomenon of human world-view remains without proper attention.
Present work is based on the analysis of ideological processes of anthropological context: interpellation, subjectivity, alienation, ideological manipulation, of hegemony, the functioning of ideology in different fields. Important role in the study plays a philosophical-anthropological analysis of practices of deideologization and discourse focused on the “eternity of ideology”, the question of the possibility of an ideologically neutral public practices.
It is shown that the anthropological conditionality of ideology depends on the underlying aspects of human nature, so the ideology is one of the key determinants of human existence which arises from the interaction of the individual unconscious, goal-setting rights and public inquiries.
 
Publisher Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова
 
Date 2016-04-14T09:01:00Z
2016-04-14T09:01:00Z
2010
 
Type Other
 
Identifier Павленко Ю. О. Антропологічні виміри ідеології : автореф. дис. ... канд. філософ. наук : 09.00.04 / Ю. О. Павленко ; керівник роботи В. П. Загороднюк ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 19 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9938
 
Language uk