Запис Детальніше

Психологічні особливості прихильності до матері у дітей дошкільного віку

Електронна бібліотека НАПН України

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/107210/
 
Title Психологічні особливості прихильності до матері у дітей дошкільного віку
Психологические особенности привязанности к матери у детей дошкольного возраста
Psychological features of attachment to mother in preschool children
 
Creator Жихарева, Л.В.
 
Subject 1 Philosophy. Psychology
 
Description У дисертації здійснено теоретичний аналіз та емпіричне дослідження психологічних особливостей прихильності в діаді «мати-дитя». У роботі, розглянуто та проаналізовано основні теоретичні конструкти вітчизняних і зарубіжних психологічних досліджень, які на основі різних методологій прояснюють сутність і специфіку впливу психологічних особливостей особистості матері на розвиток прихильності дитини. Емпіричним шляхом було встановлено зв’язок свідомих і несвідомих інтенцій дитячої та материнської психіки, які визначають характер взаємодії у діаді «мати-дитина». Виявлено зв’язок показників якості дитячо-батьківської прихильності з широким спектром дослідницької діяльності дитини в дошкільному віці.
Розроблено полісуб’єктну модель психологічної корекції батьківсько-дитячих відносин. Створено та апробовано стратегію психологічної корекції, спрямовану на підвищення компетентності матері через рефлексію власної материнської позиції, розширення знань про ефективне міжособистісне спілкування, корекцію неконструктивних форм її поведінки. Результати формувального експерименту, орієнтованого на роботу з дітьми, матерями та діадами «мати-дитина», статистично підтвердили гіпотезу про те, що розвиток у жінки свідомих механізмів материнського ставлення забезпечує появу в дитини-дошкільника надійної прихильності до неї. Ефективність корекційної роботи підтверджена значущими відмінностями контрольних зрізів у експериментальній групі на тлі незмінності показників контрольної групи.
В диссертации осуществлен теоретический и эмпирический анализ психологических особенностей привязанности в диаде «мать-ребенок». Рассмотрены и проанализированы основные теоретические конструкты отечественных и зарубежных психологических исследований, которые так или иначе проясняют сущность и специфику влияния психологических особенностей личности матери на развитие привязанности ребенка в дошкольном возрасте. В частности, установлено что надежный тип привязанности ребенка к матери является главным условием нормального развития личности дошкольника. Этот тип привязанности формируется у ребенка при условии эмоционального принятия ребенка и предполагает определенный поведенческий репертуар со стороны матери (забота, защита, любовь, уважение и т.п.). Если данные условия не соблюдаются, у ребенка формируется ненадежная либо нарушенная привязанность, как форма защиты личности ребенка. Ненадежные паттерны привязанности проявляются в виде избегающей или амбивалентной стратегии поведения. Таким образом, в работе представлены теоретические наработки по проблеме психологических особенностей привязанности к матери у детей дошкольного возраста.
В ходе эмпирического исследования была установлена связь сознательных и бессознательных интенций детской и материнской психики, которые определяют характер взаимоотношений в диаде «мать-ребенок». Выявлены связи между особенностями функционирования психологической защиты матери, уровнем и формой рефлексивного функционирования, межпоколенной трансмиссии и типом привязанности ребенка дошкольного возраста. Выявлена связь показателей качества детско-родительской привязанности с широким спектром исследовательской деятельности ребенка в дошкольном возрасте.
Разработана полисубъектная модель психологической коррекции детско-родительских отношений с учетом специфики отношения матери к ребенку как фактора его ненадежной привязанности. Программа психологической коррекции направлена на повышение компетентности матерей путем их рефлексии собственной родительской позиции, коррекцию неконструктивных форм поведения, расширение знаний об эффективном межличностном общении. В ходе реализации формирующей программы исследования были установлены различия в эффективности работы матерей в диадах с избегающей и амбивалентной привязанностью их детей. Результаты формирующего эксперимента, ориентированного на роботу с такими матерями, их детьми, а также диадами «мать-ребенок», статистически подтвердили гипотезу о том, что направленное развитие у этих женщин сознательных механизмов родительского отношения к ребенку обеспечивает появление надежной детско-родительской привязанности у детей дошкольного возраста. Эффективность коррекционной работы подтверждена значимыми различиями в результатах контрольных срезов в экспериментальной группе на фоне неизменности показателей контрольной группы.
The thesis was done theoretical and empirical analysis of the psychological characteristics of attachment to the mother-child dyad. In the paper, we reviewed and analyzed the main theoretical constructs of domestic and foreign psychological studies that somehow clarify the nature and specificity of the effect of a person’s psychological attachment to the development of the mother of the child in the preschool age.
In the course of empirical research it has been established relationship of conscious and unconscious intentions child and maternal psyche that define the nature of the relationship to the mother-child dyad. The connection of indicators of quality of parent-child attachment with a wide range of research activity of the child in the preschool age.
It developed and tested a model of psychological correction of parent-child relationships. The strategy of psychological correction aimed at increasing parental competence through reflection of the parent’s own position, knowledge about effective interpersonal communication, correction of non-constructive behavior of the mother. The hypothesis that the development of conscious mechanisms parental attitude mother provides the appearance of a credible child’s attachment it was confirmed. The effectiveness of remedial work presents the results of a control experiment.
 
Date 2016
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
text
text
 
Language uk
uk
uk
 
Rights cc_by_nc_nd_4
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/107210/2/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D1%96%D1%8F%20%D0%96%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/107210/1/%D0%B2%D1%96%D0%B4%D0%B3%D1%83%D0%BA_%D0%AF%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%8C%D0%BA%D0%B0.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/107210/3/%D0%92%D1%96%D0%B4%D0%B3%D1%83%D0%BA__%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA.pdf
Жихарева, Л.В. (2016) Psychological features of attachment to mother in preschool children Dissertation candidate thesis, Інститут психології імені Г.С. Костюка.