Формування комунікативної компетентності майбутніх учителів початкової школи у процесі педагогічної практики
Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Relation |
http://elibrary.kubg.edu.ua/14399/
|
|
Title |
Формування комунікативної компетентності майбутніх учителів початкової школи у процесі педагогічної практики Формирование коммуникативной компетентности будущих учителей начальных классов в процессе педагогической практики Future primary school teachers` communicative competence forming in the process of pedagogical practice |
|
Creator |
Кипиченко, Наталія Сергіївна
|
|
Subject |
Спецради Університету
|
|
Description |
Дисертацію присвячено проблемі формування комунікативної компетентності майбутніх учителів початкової школи у процесі педагогічної практики як важливої складової професійної підготовки. У дисертаційній роботі подано результати теоретико-експериментального дослідження формування комунікативної компетентності майбутніх учителів початкової школи у процесі педагогічної практики, а саме: здійснено аналіз стану дослідженості проблеми у педагогічній теорії та практичній діяльності вищих навчальних закладів; розкрито сутність понять «комунікативна компетентність майбутніх учителів початкової школи», «формування комунікативної компетентності майбутніх учителів початкової школи у процесі педагогічної практики»; розроблено структуру комунікативної компетентності, що охоплює мотиваційно-ціннісний, когнітивний, діяльнісно-процесуальний і рефлексивний компоненти; визначено критерії, показники та рівні її сформованості (низький, достатній, середній, високий) майбутніх учителів початкової школи; обґрунтовано та експериментально перевірено педагогічні умови формування комунікативної компетентності майбутніх фахівців, до яких віднесено: вдосконалення змісту, форм і методів формування комунікативної компетентності майбутніх учителів початкової школи у процесі педагогічної практики; мотиваційно-ціннісне ставлення майбутніх фахівців до комунікативної діяльності у процесі педагогічної практики; суб’єкт- суб’єктну педагогічну взаємодію у процесі її формування. Результати експерименту підтвердили ефективність запропонованих педагогічних умов формування комунікативної компетентності майбутніх фахівців початкової школи під час практики. В диссертационной работе представлены результаты теоретико- экспериментального исследования процесса формирования коммуникативной компетентности будущих учителей начальных классов в процессе педагогической практики, проанализированы актуальность, целесообразность, степень исследования избранной проблемы в педагогической теории и практике. На основе изучения различных подходов к пониманию ключевых дефиниций диссертации уточнена сущность каждого из них, что позволило обосновать понятие «коммуникативная компетентность будущих учителей начальной школы», очертить ее структуру: мотивационно-ценностный (система гуманистических ценностей в учебно-воспитательном процессе и положительных социально-ценностных установок педагога в общении); когнитивный (овладение знаниями-ценностями, основой которой является теоретические языковые и речевые знания, а особенностей педагогического общения как основы эффективной организации учебно-воспитательного процесса начальной школы); деятельно-процессуальный (система умений и навыков, необходимых для продуктивного осуществления педагогического общения); рефлексивный (способность к самооценке и самоанализу коммуникативной деятельности, определение путей совершенствования коммуникативной компетентности). Определены критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативной компетентности (высокий, достаточный средний и низкий) будущих учителей начальной школы. Очерчены и экспериментально проверены педагогические условия формирования коммуникативной компетентности студентов, к которым отнесены: совершенствование содержания, методических принципов, форм (коллективно- групповой, самостоятельной и индивидуальной работы), методов и приемов (проблемных, коммуникативных, дискуссионных, деловых игр, решение задач), обеспечивающих эффективную реализацию коммуникативного потенциала будущих учителей; мотивационно-ценностное отношения будущих педагогов к развитию коммуникативной компетентности; субъект-субъектное педагогическое взаимодействие в процессе ее формирования. Обобщение результатов исследования позволило разработать и внедрить в практику преподавания спецкурс «Основы формирования коммуникативной компетентности учителя начальной школы», в процессе изучения которого интегрируются теоретические знания, направленные повышение коммуникативной компетентности, формирование взаимодействия с субъектами учебно-воспитательного процесса, вырабатываются практические умения и навыки коммуникативной деятельности. Изложены организация, методика и результаты проведенного педагогического эксперимента, анализ которых засвидетельствовал значительное увеличение показателей высокого и достаточного уровней сформированности коммуникативной компетентности студентов экспериментальных групп по сравнению с контрольными. Результаты эксперимента подтвердили эффективность предложенных педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей начальных классов во время практики. Дальнейшего развития получили идеи результативности формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки и прохождения практики, научного осмысления феномена «коммуникативная компетентность» как важного аспекта профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе, способность к взаимодействию с участниками учебно-воспитательного процесса. The results of theoretical and experimental research of future primary school teachers` communicative competence forming in the process of pedagogical practice are presented in the thesis. The analysis of state of problem researches in the pedagogical theory and higher educational establishments` practice was carried out; its structure (that includes motivational and value, cognitive and activity-processual components) was proved; criteria, indicators and levels of future primary school teachers` communicative competence formedness (elementary, sufficient, intermediate, advanced) were defined; pedagogical conditions (that include: improvement of content, forms and methods of future primary school teachers` communicative competence forming in the process of pedagogical practice) of future primary school teachers` communicative competence forming were grounded, worked out and experimentally validated; future professionals` motivational and value attitude toward communication in the process of pedagogical practice; realization of subject-subject pedagogical interaction in the process of its formation were carried out specifically. |
|
Date |
2016
|
|
Type |
Автореферат дисертації
NonPeerReviewed |
|
Format |
text
|
|
Language |
uk
|
|
Identifier |
http://elibrary.kubg.edu.ua/14399/1/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%84%20%D0%9A%D0%B8%D0%BF%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.pdf
Кипиченко, Наталія Сергіївна (2016) Формування комунікативної компетентності майбутніх учителів початкової школи у процесі педагогічної практики Кандидат thesis, Київський унверситет імені Бориса Грінченка. |
|