Запис Детальніше

Формування комунікативної компетентності майбутніх учителів початкової школи у процесі педагогічної практики

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/14399/
 
Title Формування комунікативної компетентності майбутніх
учителів початкової школи у процесі педагогічної практики
Формирование коммуникативной компетентности будущих
учителей начальных классов в процессе педагогической практики
Future primary school teachers` communicative competence
forming in the process of pedagogical practice
 
Creator Кипиченко, Наталія Сергіївна
 
Subject Спецради Університету
 
Description Дисертацію присвячено проблемі формування комунікативної компетентності
майбутніх учителів початкової школи у процесі педагогічної практики як важливої
складової професійної підготовки.
У дисертаційній роботі подано результати теоретико-експериментального
дослідження формування комунікативної компетентності майбутніх учителів
початкової школи у процесі педагогічної практики, а саме: здійснено аналіз стану
дослідженості проблеми у педагогічній теорії та практичній діяльності вищих
навчальних закладів; розкрито сутність понять «комунікативна компетентність
майбутніх учителів початкової школи», «формування комунікативної
компетентності майбутніх учителів початкової школи у процесі педагогічної
практики»; розроблено структуру комунікативної компетентності, що охоплює
мотиваційно-ціннісний, когнітивний, діяльнісно-процесуальний і рефлексивний
компоненти; визначено критерії, показники та рівні її сформованості (низький,
достатній, середній, високий) майбутніх учителів початкової школи; обґрунтовано
та експериментально перевірено педагогічні умови формування комунікативної
компетентності майбутніх фахівців, до яких віднесено: вдосконалення змісту, форм і
методів формування комунікативної компетентності майбутніх учителів початкової
школи у процесі педагогічної практики; мотиваційно-ціннісне ставлення майбутніх
фахівців до комунікативної діяльності у процесі педагогічної практики; суб’єкт-
суб’єктну педагогічну взаємодію у процесі її формування.
Результати експерименту підтвердили ефективність запропонованих
педагогічних умов формування комунікативної компетентності майбутніх фахівців
початкової школи під час практики.
В диссертационной работе представлены результаты теоретико-
экспериментального исследования процесса формирования коммуникативной
компетентности будущих учителей начальных классов в процессе педагогической
практики, проанализированы актуальность, целесообразность, степень исследования
избранной проблемы в педагогической теории и практике.
На основе изучения различных подходов к пониманию ключевых дефиниций
диссертации уточнена сущность каждого из них, что позволило обосновать понятие
«коммуникативная компетентность будущих учителей начальной школы», очертить
ее структуру: мотивационно-ценностный (система гуманистических ценностей
в учебно-воспитательном процессе и положительных социально-ценностных
установок педагога в общении); когнитивный (овладение знаниями-ценностями,
основой которой является теоретические языковые и речевые знания,
а особенностей педагогического общения как основы эффективной организации
учебно-воспитательного процесса начальной школы); деятельно-процессуальный
(система умений и навыков, необходимых для продуктивного осуществления
педагогического общения); рефлексивный (способность к самооценке и самоанализу
коммуникативной деятельности, определение путей совершенствования
коммуникативной компетентности). Определены критерии, показатели и уровни
сформированности коммуникативной компетентности (высокий, достаточный
средний и низкий) будущих учителей начальной школы.
Очерчены и экспериментально проверены педагогические условия
формирования коммуникативной компетентности студентов, к которым отнесены:
совершенствование содержания, методических принципов, форм (коллективно-
групповой, самостоятельной и индивидуальной работы), методов и приемов
(проблемных, коммуникативных, дискуссионных, деловых игр, решение задач),
обеспечивающих эффективную реализацию коммуникативного потенциала
будущих учителей; мотивационно-ценностное отношения будущих педагогов к
развитию коммуникативной компетентности; субъект-субъектное педагогическое
взаимодействие в процессе ее формирования. Обобщение результатов исследования
позволило разработать и внедрить в практику преподавания спецкурс «Основы
формирования коммуникативной компетентности учителя начальной школы»,
в процессе изучения которого интегрируются теоретические знания, направленные
повышение коммуникативной компетентности, формирование взаимодействия
с субъектами учебно-воспитательного процесса, вырабатываются практические
умения и навыки коммуникативной деятельности.
Изложены организация, методика и результаты проведенного педагогического
эксперимента, анализ которых засвидетельствовал значительное увеличение
показателей высокого и достаточного уровней сформированности коммуникативной
компетентности студентов экспериментальных групп по сравнению
с контрольными. Результаты эксперимента подтвердили эффективность
предложенных педагогических условий формирования коммуникативной
компетентности будущих учителей начальных классов во время практики.
Дальнейшего развития получили идеи результативности формирования
коммуникативной компетентности будущих педагогов в процессе
профессиональной подготовки и прохождения практики, научного осмысления феномена «коммуникативная компетентность» как важного аспекта
профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе, способность
к взаимодействию с участниками учебно-воспитательного процесса.
The results of theoretical and experimental research of future primary school
teachers` communicative competence forming in the process of pedagogical practice are
presented in the thesis. The analysis of state of problem researches in the pedagogical
theory and higher educational establishments` practice was carried out; its structure (that
includes motivational and value, cognitive and activity-processual components) was
proved; criteria, indicators and levels of future primary school teachers` communicative
competence formedness (elementary, sufficient, intermediate, advanced) were defined;
pedagogical conditions (that include: improvement of content, forms and methods of
future primary school teachers` communicative competence forming in the process of
pedagogical practice) of future primary school teachers` communicative competence
forming were grounded, worked out and experimentally validated; future professionals`
motivational and value attitude toward communication in the process of pedagogical
practice; realization of subject-subject pedagogical interaction in the process of its
formation were carried out specifically.
 
Date 2016
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/14399/1/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%84%20%D0%9A%D0%B8%D0%BF%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.pdf
Кипиченко, Наталія Сергіївна (2016) Формування комунікативної компетентності майбутніх учителів початкової школи у процесі педагогічної практики Кандидат thesis, Київський унверситет імені Бориса Грінченка.