Запис Детальніше

Професійна підготовка фахівців із бібліотекознавства та інформології у системі вищої освіти США.

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/14409/
 
Title Професійна підготовка фахівців із бібліотекознавства та інформології у системі вищої освіти США.
Профессиональная подготовка специалистов по библиотековедению и информологии в системе высшего образования США
Professional training of Library and Information Science specialists in the system of higher education in the USA
 
Creator Чуканова, Світлана Олександрівна
 
Subject Спецради Університету
 
Description У дисертації досліджено процеси становлення та реформування професійної підготовки фахівців із бібліотекознавства та інформології у США. Проаналізовано роботи вітчизняних та зарубіжних науковців, присвячені питанням вивчення професійної підготовки фахівців із бібліотекознавства та інформології, а також зв’язку інформології з бібліотечною справою. Визначено актуальні тенденції процесу професійної підготовки фахівців бібліотечно-інформаційної галузі у системі вищої освіти США, розглянуто структуру та зміст, форми організації навчання та вплив реформування системи професійної підготовки фахівців із бібліотекознавства та інформології на професійну мобільність бібліотечних
працівників у США. У результаті дослідження запропоновано розширити навчальні плани із інформаційної, бібліотечної та архівної справи дисциплінами інформаційного характеру у ВНЗ України із застосуванням сучасного передового досвіду США.
В диссертации исследованы процессы становления и реформирования профессиональной подготовки специалистов по библиотековедению и информологии в системе высшего образования США. Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных вопросам изучения профессиональной подготовки специалистов по библиотековедению и информологии, помог рассмотреть детальнее связь информологии и библиотечного дела. В процессе рассмотрения возникновения, становления и развития библиотековедения и информологии как предмета исследований отечественных и зарубежных ученых, было дано определение понятию «информология» как науке о информации, которая является частью эдукологии.
В ходе анализа работ американских, британских библиотековедов и информологов, а также отечественных библиотековедов, документоведов, информатиков и архивоведов, был сделан вывод, что зарубежные и отечественные исследователи некоторым образом по-разному рассматривают сущность информологии как науки и образовательной дисциплины. Эту разницу можно наблюдать в более детальной связи информологии с библиотековедением.
В диссертации определены актуальные тенденции процесса профессиональной подготовки специалистов библиотечно-информационной отрасли в системе высшего образования США: эффективное использование информационно-коммуникационных технологий в библиотековедении, интеграция библиотековедческих и педагогических дисциплин, направленность на обеспечение свободного доступа к знаниям, усиление внимания к информационной безопасности и защите персональных данных, ориентация на пользователя (читателецентризм); рассмотрены организационно-методические основы: структура и содержание, формы организации обучения и обеспечение профессиональной мобильности специалистов по библиотековедению и ифнормологии в США. В результате исследования было предложено расширить учебные планы по информационному, библиотечному и архивному делу дисциплинами информационной природы в университетах Украины посредством использования современного передового опыта США. Также были определены направления использования опыта США в этой отрасли: усиление влияния профессиональных организаций (библиотечной ассоциации) на процессы стандартизации и аккредитации образовательных программ; приведение содержания профессиональной подготовки специалистов по информационному, библиотечному и архивному делу в соответствие с требованиями времени; участие стейкхолдеров в формировании содержания программ; стандартизация и обеспечение гибкости профессиональной подготовки таких специалистов; создание необходимых условий для обеспечения академической мобильности соискателей высшего образования.
This dissertation investigates the processes of development and reforming of LIS professional training in the USA. Analyzed works of Ukrainian and foreign researchers dedicated to the issues of LIS education and Information Science connection to the librarianship helps to observe better the structure of LIS education in the USA. The current tendencies of LIS education in the USA had been extracted in terms of this research which helped to regard closely the structure and content of the system of higher LIS education in the USA. As a result of this research an idea of modernizing LIS education in Ukraine has been established. The following directions of American LIS education application in Ukraine were distinguished: implementing information science into the curriculum of LIS programs in Ukraine, empowering Ukrainian Library Association with opportunities to provide the monitoring of LIS education process, increasing professional mobility of LIS specialists in Ukraine.
 
Date 2016
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/14409/1/AVTOREFERAT%20Chukanova.pdf
Чуканова, Світлана Олександрівна (2016) Професійна підготовка фахівців із бібліотекознавства та інформології у системі вищої освіти США. Кандидат thesis, Київський унверситет імені Бориса Грінченка.