Запис Детальніше

Розвиток ідентичності дитини в умовах прийомної сім’ї

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/14595/
 
Title Розвиток ідентичності дитини в умовах прийомної сім’ї
Развитие идентичности ребёнка в условиях приёмной семьи
Development of child’s identity in the conditions of foster family
 
Creator Демірджі, Тетяна Василівна
 
Subject Спецради Університету
 
Description Дисертацію присвячено вивченню розвитку ідентичності дитини в умовах прийомної сім’ї, а також ризиків для її формування в ситуації ненормативних впливів. Досліджено особливості механізмів самоусвідомлення прийомних дітей в результаті зміни сімейного середовища. Виокремлено показники нормативного розвитку ідентичності у дитячому віці (від народження до 12 років), описано ризики у розвитку ідентичності дитини в умовах прийомної сім’ї, а також виявлено психологічні умови для оптимального розвитку ідентичності прийомної дитини.
У роботі обґрунтовано важливість значущого дорослого, який є інтегруючою особою для опрацювання минулого життєвого досвіду прийомної дитини. Доведено, що розвиток ідентичності прийомних дітей не суперечить показникам нормативного розвитку, однак може мати інші напрями становлення та поведінкові прояви. Дані особливості пов’язані з психологічними травмами, які прийомна дитина отримала у попередньому сімейному оточенні.
У дисертації представлено інструментарій для комплексної діагностики розвитку ідентичності дитини в умовах прийомної сім’ї з урахуванням особливостей їх функціонування та минулого досвіду прийомної дитини; подано аналіз результатів емпіричного дослідження особливостей ідентичності прийомної дитини від 4 до 12 років. Розроблено та апробовано комплексну корегувально-розвивальну програму розвитку ідентичності дитини в умовах прийомної сім’ї, яка ґрунтується на поєднанні психотерапевтичної роботи безпосередньо з прийомною дитиною та консультативного супроводу прийомних батьків з метою опанування ними методів розвитку ідентичності дитини в умовах прийомної сім’ї.
Диссертация посвящена изучению развития идентичности ребёнка в условиях приёмной семьи, а также рисков для её формирования в ситуации ненормативных влияний. Исследованы особенности механизмов самоосознания приёмных детей в результате изменения семейного окружения. Выделены показатели нормативного развития идентичности в детском возрасте (от рождения до 12 лет), описаны риски в развитии идентичности ребёнка в условиях приёмной семьи, а также выявлены психологические условия для оптимального развития идентичности приёмного ребёнка.
В работе обоснована важность значимого взрослого, который является интегрирующей фигурой для переработки прошлого жизненного опыта приёмного ребёнка. Доказано, что развитие идентичности приёмных детей не противоречит показателям нормативного развития, однако может иметь другие направления становления и поведенческие проявления. Данные особенности связаны с психологическими травмами, которые приёмный ребёнок получил в предыдущем семейном окружении.
В диссертации представлен инструментарий для комплексной диагностики развития идентичности ребёнка в условиях приёмной семьи с учётом особенностей ёё функционирования и прошлого опыта приёмного ребёнка, подан анализ результатов эмперического исследования особенностей идентичности приёмного ребенка от 4 до 12 лет. Исследование показало значительные ограничения в восприятии приёмными детьми реальной ситуации их жизни относительно информированности об их рождении, происхождении их имени, семейной и национальной принадлежности, вероисповедания и др. Одновременно было подтверждено негативное влияние отсутствия в автобиографических историях приёмных детей достоверной и полной информации, что не позволяет приёмному ребенку в полной мере осознать своё прошлое и установить причинно-следственные связи в процессе его трансляции в актуальное нынешнее и перспективное будуще.
Разработана и апробирована комплексная коррекционно-развивающая программа развития идентичности ребёнка в условиях приёмной семьи, которая основана на обьединении психотерапевтической работы непосредственно с приёмным ребёнком и консультационного сопровождения приёмных родителей с целью овладения ими методами развития идентичности ребёнка в условиях приёмной семьи. Експерементально провернена эффективность предложенных в дисертации этапов психологического сопровождения приёмного ребёнка, таких как: проведение диагностики идентичности приёмного ребёнка в условиях приёмной семи и анализа полученных данных, ориентируясь на показатели нормативного развития; сбор и анализ информации о прошлом ребёнка на основе социальной истории с целью выявления рисков влияния на развитие идентичности; сбор и анализ информации от приёмных родителей об их отношении к семье происхождения приёмного ребёнка, прояснения представлений приёмных родителей о приёмном ребенке и мифов о возможном влиянии его пришлого на его будущее; проведение консультационной работы с приёмными родителями о влиянии ненормативных условий проживання на процессы идентификации и общее развитие ребёнка, целесообразность поддержания взаимоотношений с кровними родственниками, освоение методик роботы с историей жизни приёмного ребёнка как способа рефлекси и интеграции ее в нынешний опыт; проведение мониторинга динамики развития идентичности приёмного ребёнка на протяжении всего периода проживання в приёмной семье на основании разработанных критериев.
Dissertation is devoted to the study of child’s identity development in the conditions of foster family, and the risks for its formation in the situation of substandard influences. The features of the foster children self-awareness mechanisms as a result of family environment changing are researched. The indicators of identity standard development in childhood (from the birth up to 12 years) are distinguished, the risks concerning the child’s identity development in the conditions of foster family are described, and the psychological conditions for the foster child’s identity optimal development are detected. In the work an importance of significant adult is grounded, which is an integrating person for the foster child’s previous life experience processing. It is proved, that the foster children identity development does not contradict with standard development indicators, but may have other setting’s directions and behavior displays. These features are connected with psychological traumas, which foster child has got in the previous family environment. In the dissertation the set of instruments is presented for the child’s identity development in the conditions of foster family with the consideration of their functioning features and foster child’s previous experience; the analysis of the empiric research results of the foster child’s from 4 to 12 ages identity features is given. The complex adjusting-developmental program for the child’s identity development in the foster family conditions is devised and approved. This program is grounded on the combination of psychotherapeutic work with a child and foster parents’ consultative support with the purpose of their mastering the methods of child’s identity development in the conditions of foster family.
 
Date 2016
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/14595/1/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%20%D0%94%D0%B5%D0%BC%D1%96%D1%80%D0%B4%D0%B6%D1%96%20%D0%A2.%D0%92.%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82.pdf
Демірджі, Тетяна Василівна (2016) Розвиток ідентичності дитини в умовах прийомної сім’ї Кандидат thesis, Київський унверситет імені Бориса Грінченка.