Запис Детальніше

Методика позакласної роботи з української мови у процесі профільного навчання

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/14609/
 
Title Методика позакласної роботи з української мови у процесі профільного навчання
Методика внеклассной работы по украинскому языку в процессе профильного обучения
Methodology of Ukrainian language extraclass activities in the subject oriented education
 
Creator Діденко, Наталія Миколаївна
 
Subject Спецради Університету
 
Description Дисертацію присвячено проблемі методики позакласної роботи з української мови у процесі профільного навчання як важливого складника навчально-виховного процесу.
У роботі обґрунтовано теоретичні засади організації позакласної роботи з української мови в процесі профільного навчання; уточнено сутність поняття „позакласна робота з української мови у процесі профільного навчання”; розроблено методику позакласної роботи у профільних класах; визначено критерії і показники сформованості мовної і мовленнєвої компетентностей учнів профільних класів; удосконалено змістово-процесуальне і методичне забезпечення позакласної роботи; подальшого розвитку набули положення про організацію позакласної роботи з української мови. Одержані результати можливо використовувати в навчально-виховному процесі профільної школи, під час викладання української мови в коледжах, створення програм мовних гуртків, спецкурсів, факультативів, посібників з позакласної роботи нового покоління, електронних курсів з української мови для профільних класів; у практичній діяльності вчителів-словесників.
Результати експерименту підтвердили ефективність пропонованої методики позакласної роботи з української мови у процесі профільного навчання.
Диссертация посвящена проблеме методики внеклассной работы по украинскому языку в процессе профильного обучения как важной составляющей учебно-воспитательного процесса.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, ее связь с программами, планами, темами, определены объект, предмет, цели, задачи, методы научного поиска, научная новизна и практическая значимость работы, даются сведения об апробации и внедрения результатов исследования. Приведены данные о публикациях автора, структуре и объеме диссертации.
На основе изучения различных подходов к пониманию определений „внеурочная работа”, „внеучебная воспитательная работа”, „внеклассная работа”,„внешкольная работа” уточнено сущность и определены своеобразие каждого из них, что позволило обосновать понятие „внеклассная работа по украинскому языку в процессе профильного обучения”. Понятие „внеклассная работа по украинскому языку в процессе профильного обучения” определяем как особую составляющую профильного образования, проводимой во внеурочное время и взаимосвязанную по содержанию с уроками украинского языка и профилем обучения, характеризуется добровольным проявлением, направленная на формирование языковой личности ученика профильной школы, осознание им общечеловеческих ценностей, развитие творческих умений и навыков, познавательной поисковой активности, готовности к дальнейшему профессионально ориентированному обучению.
Обобщение сформулированных в лингводидактике трактовок понятия „технологии обучения”, его сущностных характеристик позволило сформулировать определение технологии внеклассного занятия по украинскому языку как предварительно мотивированную, спланированную совместную проектную деятельность всех субъектов учебно-воспитательного процесса, направленную на положительный результат, поддается коррекции, влияет на формирование языковой личности ученика, его дальнейшее профессионально ориентированное обучение и практическую деятельность.
Методикой организации внеклассной работы предусмотрены три этапа: мотивационно-пропедевтический, основной, обобщающий.
Первый этап ориентирован на определение структуры внеклассной работы, мотивированный выбор форм внеклассной работы, их соотношение; повышение мотивации к активному участию и сотрудничеству во внеклассной деятельности, самосовершенствование, саморазвитие, познавательную деятельность, корректировки уже приобретенных умений и навыков в предыдущих классах с целью формирования языковой и речевой компетентностей старшеклассников профильной школы.
Во время второго этапа, цель которого заключалась в выработке практических умений и навыков учащихся оперировать языковым материалом, предлагали разновекторные задачи на анализ языковедческих вопросов, формирование поисково-исследовательских умений, языковой и речевой компетентности, развития культуры речи.
Во время этого этапа внеклассная работа проводилась по разработанной модульной программе, основные задачи которой следующие: 1) формирование научного мировоззрения учащихся, знание языка в его общественном использовании; 2) совершенствование коммуникативной компетентности старшеклассников; 3) обогащение словарного запаса; 4) коррекция грамотности; 5) содействие жизненному и профессиональному самоопределению, привлечения к самопознанию, самообразованию; 6) развитие творческого потенциала учащихся при активном участии во внеклассной работы; 7) развитие познавательных и исследовательских умений; 8) формирование навыков работы со справочной литературой, словарями, музееведческого источниками, электронными пособиями, информационными средствами. Программой определены четыре модуля, в соответствии с их содержанием предложены формы, методы, приемы, которые учитель выбирает самостоятельно, учитывая пожелания учеников.
Третий этап ‒ обобщающий ‒ предусматривал итоговое тестирование для проверки полученных знаний, сформированности умений и навыков учащихся по украинскому языку по разработанной программе.
На этом этапе использовала такие виды упражнений и задач: соревновательного характера, индивидуальные творческие задания; работа со справочной литературой, словарями, энциклопедиями, интернет-сайтами, электронной библиотекой, работа с музейными источниками, экспонатами, обработки музейных архивов и т.д.
Результаты эксперимента подтвердили эффективность предложенной методики организации внеклассной работы по украинскому языку в профильных классах.
The thesis deals with the methodology of Ukrainian language extraclass activities in the subject oriented education as an important component of the educational process.
The author substantiates the theoretical principles of Ukrainian language extraclass activities in the subject oriented education. The term “Ukrainian language extraclass activities in the subject oriented education” is clarified and the methodology of out-of-school activities in the subject oriented classes is developed in the thesis. The author defines the main criterions to identify the level of speech and linguistic competencies of students in the subject oriented classes. Procedural and methodological support of out-of-school activities is improved and the further development is put into the statements of extraclass activities organization. The results can be used in the educational process of subject oriented classes, in colleges, creating programs for linguistic groups and courses, writing manuals for the new generation extraclass activities, creating electronic courses on Ukrainian language for subject oriented classes; in teaching activities.
The experimental results confirmed the effectiveness of the proposed methods of Ukrainian language extraclass activities in the subject oriented education.
 
Date 2016
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/14609/1/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82_%D0%94_%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_02.06.2016_%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%B9.pdf
Діденко, Наталія Миколаївна (2016) Методика позакласної роботи з української мови у процесі профільного навчання Кандидат thesis, Київський унверситет імені Бориса Грінченка.