Запис Детальніше

Методика дистанційного навчання української мови учнів основної школи

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/14610/
 
Title Методика дистанційного навчання української мови учнів основної школи
Методика дистанционного обучения украинскому языку учащихся основной школы
The technique of the Ukrainian language distance teaching the secondary school students
 
Creator Шиліна, Галина Анатоліївна
 
Subject Спецради Університету
 
Description Робота є теоретико-експериментальним дослідженням проблеми методики дистанційного навчання української мови учнів основної школи.
У дисертації представлено теоретичний аналіз наукової літератури з обраної проблеми, з’ясовано педагогічну сутність поняття «дистанційне навчання», виявлено його особливості, зокрема, дистанційної взаємодії суб’єктів навчання, проаналізовано компоненти дидактичної системи дистанційного навчання, конкретизовано принципи прийомів, методів та визначено дидактичні умови.
Обгрунтовано психологічні чинники навчання учнів української мови в умовах розвитку електронного освітнього простору. Виділено етапи проектування дистанційних курсів на уроках української мови для учнів 8 – 9-их класів.
На основі проведення педагогічного експерименту запропоновано структуру дистанційно-очних уроків, проведено зіставлення традиційних уроків на основі особистісно-зорієнтованого підходу до навчання учнів, запропоновано алгоритм підготовки та проведення уроків у дистанційно-очній та дистанційній формах навчання.
Здійснено порівняння типів уроків за традиційною структурою та уроків у Moodle, визначено змістову базу й завдання експериментальної методики, етапи дослідного навчання,описано його перебіг та результати.
Підсумки експерименту підтвердили ефективність пропонованої методики дистанційного навчання української мови учнів основної школи.
Работа является теоретико-экспериментальным исследованием проблемы методики дистанционного обучения украинскому языку учащихся основной школы.
В диссертации представлен теоретический анализ научной литературы по выбранной проблеме, выяснена педагогическая сущность понятия «дистанционное обучение», выявлены его особенности, в частности,
дистанционного взаимодействия субъектов обучения, проанализированы компоненты дидактической системы дистанционного обучения, конкретизированы принципы и определены дидактические условия его эффективной организации. Проведено исследование по применению общедидактичних методов и приемов в дистанционном обучении.
Определены психологические предпосылки обучения учащихся языка в условиях развития электронного образовательного пространства. На основе работ отечественных и зарубежных ученых выделены следующие этапы проектирования дистанционных курсов: анализ, разработка, проверка, оценка, анализ. Разработанные дистанционные курсы для занятий факультативов, спецкурсов по украинскому языку для учащихся 8-9-х классов и программы к ним позволили предложить структуру электронных учебных курсов по украинскому языку, методические рекомендации по разработке дистанционных курсов.
По результатам педагогического эксперимента предложена структура дистанционно-очных уроков, разработанная на основе типологии А. Н. Беляева, проведено сопоставление традиционных уроков на основе личностно ориентированного подхода к обучению учащихся. Предложен алгоритм подготовки и проведения уроков в дистанционно-очной и дистанционной формах обучения.
Теоретически обосновано и проведено сравнение типов уроков с традиционной структурой и уроков в Moodle, определены общие и отличительные черты дистанционного и дистанционно-очного обучения.
В процессе эксперимента проведена сравнительная характеристикатрадиционной методической системы обучения и дистанционной (по Д. Кигану). Выяснено преимущества и недостатки в традиционном и дистанционном обучении.
Определены содержательная база и задачи экспериментальной методики, этапы исследовательского обучения, описан ход и его результаты.
Итоги эксперимента подтвердили эффективность предлагаемой методики дистанционного обучения украинскому языку учащихся основной школы.
The work is a theoretical and experimental research of the problem of the technique of the Ukrainian language distance teaching the secondary school students.
The thesis presents the theoretical analysis of the scientific literature on the selected problem, finds out the pedagogical essence of the “distance teaching“ concept, reveals its features, in particular the remote interaction of the training participants, gives
the analysis of the components of the DT didactic system, specifies the principles of the techniques, methods and determines the didactic conditions.
The psychological factors of the teaching the pupils languages in terms of the development of electronic educational space were defined. Based on the works of the local and foreign scientists such stages of designing distance teaching courses as analysis, development, testing, evaluation and analysis were allocated. The developed distance teaching courses for training electives, courses in Ukrainian for the 8-9th grades students and appropriate curriculum made it possible to offer the structure of ETC( Electronic Teaching Course) in Ukrainian, guidelines for the development of distance teaching courses.
On the basis of the pedagogical experiment the structure of “distance and full-time” lessons based on O. M. Belyaev’s lessons typology was offered, the comparison of traditional lessons on the basis of personality – oriented approach to teaching students was conducted. The algorithm of preparation and giving the lessons in “distance and full-time” and distance forms of teaching was offered.
The comparison of the types of lessons according to the traditional structure and lessons in Moodle was conducted, the common and distinctive features of distance and “distance and full-time” forms of teaching were defined.
The experimental results confirmed the effectiveness of the proposed technique of the Ukrainian language distance teaching the secondary school students.
 
Date 2016
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/14610/1/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82_%D0%A8%D0%B8%D0%BB_%D0%BD%D0%B0_%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%B9_2.06.2016.pdf
Шиліна, Галина Анатоліївна (2016) Методика дистанційного навчання української мови учнів основної школи Кандидат thesis, Київський унверситет імені Бориса Грінченка.