Запис Детальніше

Автореферат - Формування граматичної компетентності учнів 8 – 9 класів у процесі вивчення синтаксису

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/15518/
 
Title Автореферат - Формування граматичної компетентності учнів 8 – 9 класів у процесі вивчення синтаксису
Формирование грамматической компетентности учащихся 8 – 9 классов в процессе изучения синтаксиса
The formation of students’ grammatical competence during the learning of syntax in the 8th and 9th forms
 
Creator Кушнір, Тетяна Іванівна
 
Subject Спецради Університету
 
Description Дослідження присвячено формуванню граматичної компетентності учнів 8 – 9 класів у процесі вивчення синтаксису.
У дисертації подано результати теоретико-експериментального дослідження реалізації компетентнісного підходу до вивчення синтаксису, а саме формування граматичної компетентності учнів 8 – 9 класів у процесі вивчення синтаксису; уточнено сутність базових понять: «граматична компетентність учнів 8 – 9 класів», «мовна компетентність», «мовленнєва компетентність», «комунікативна компетентність»; проаналізовано психолого-педагогічні умови формування граматичної компетентності учнів 8 – 9 класів у процесі вивчення синтаксису; обґрунтовано лінгводидактичні засади й розроблено методику формування граматичної компетентності учнів 8 – 9 класів у процесі вивчення синтаксису, що ґрунтується на реалізації комунікативної спрямованості навчання.
Суть пропонованої методики полягає у створенні системи вправ і завдань (аналітичного, репродуктивного, конструктивного та продуктивно-творчого характеру), реалізації компетентнісного підходу до формування синтаксичних умінь та навичок у процесі засвоєння словосполучення, простого та складного речення, текстів різних типів, видів та жанрів.
Експериментально-дослідне навчання підтвердило ефективність методики формування граматичної компетентності учнів 8 – 9 класів у процесі вивчення синтаксису. Порівняльний аналіз результатів експериментального навчання засвідчив позитивну динаміку рівнів сформованості граматичної компетентності учнів 8 – 9 класів у процесі вивчення синтаксису, що підтвердило доцільність запропонованої моделі.
В диссертации представлены результаты теоретико-экспериментального исследования реализации компетентностного подхода к изучению синтаксиса, а именно формирование грамматической компетентности учащихся 8 – 9 классов в процессе изучения синтаксиса украинского языка; уточнена сущность базовых понятий: «грамматическая компетентность учащихся 8 – 9 классов», «языковая компетентность», «речевая компетентность», «коммуникативная компетентность»; проанализированы психолого-педагогические условия формирования грамматической компетентности учащихся 8 – 9 классов в процессе изучения синтаксиса; обоснованы лингводидактические основы и разработана методика формирования грамматической компетентности учащихся 8 – 9 классов в процессе изучения синтаксиса, основанная на реализации коммуникативной направленности обучения.
«Грамматическую компетентность учащихся 8 – 9 классов» определено как важную составляющую коммуникативной компетентности учащихся основной школы; комплекс знаний о грамматические единицы, средства выражения грамматических категорий и грамматических значений; умений и навыков строить эффективное речевое поведение с учетом особенностей функционирования грамматических единиц в текстах различной жанрово-стилевой принадлежности, коммуникативного опыта использования в устной и письменной речи; сложившихся ценностей, которые проявляются прежде всего в осознании учащимися роли языка в развитии личности.
Формирование грамматической компетентности учащихся 8 – 9 классов в процессе изучения синтаксиса является непрерывным процессом, который основывается на таких умениях, как: осознание и воспроизведение синтаксического теоретического материала; применение различных синтаксических конструкций, грамматически правильно оформляя свои мысли; давать аргументированные ответы на поставленные вопросы; подбирать нужные языковые средства при устных и письменных ответах; находить и исправлять ошибки в собственном языковом оформлении; самостоятельно трансформировать, моделировать синтаксические конструкции; устно и письменно воспроизводить, создавать и целесообразно использовать различные синтаксические конструкции, правильно грамматически оформляя их в соответствии с определенной ситуацией общения.
Сущность предлагаемой методики заключается в создании системы упражнений и заданий (аналитического, репродуктивного, конструктивного и продуктивно-творческого характера), реализации компетентностного подхода к формированию синтаксических умений и навыков в процессе усвоения словосочетания, простого и сложного предложения, текстов разных типов, видов и жанров.
Экспериментально-опытное обучение подтвердило эффективность методики формирования грамматической компетентности учащихся 8 – 9 классов в процессе изучения синтаксиса. Сравнительный анализ результатов экспериментального обучения показал положительную динамику уровней сформированности грамматической компетентности учащихся 8 – 9 классов в процессе изучения синтаксиса, подтвердило целесообразность предложенной методики.
The research dedicated for the formation of students’ grammatical competence during the learning of syntax in the 8th and 9th forms.
The thesis presents the results of theoretical and experimental research of the realization competence approach to the learning of syntax, namely the formation of students’ grammatical competence during the learning of syntax in the 8th and 9th forms. It is specified the essence of basic concepts: «grammatical competence students in the 8th and 9th forms», «language competence», «speech competence», «communicative competence». It is analyzed the psychological and pedagogical conditions of the formation of students’ grammatical competence during the learning of syntax in the 8th and 9th forms. It is justified the linguodidactic characteristics and it is devised the method of the formation of students’ grammatical competence during the learning of syntax in the 8th and 9th forms, based on the realization of communicative focus of teaching.
The essence of the proposed technique is to create a system of exercises and tasks (analytical, reproductive, constructive, productive and creative character), to realize the competence approach to the formation of syntactic skills in the process of mastering phrases, simple and complex sentences, texts of different types, kinds and genres.
Experimental and experiential studies confirmed the efficiency of methods of the formation of students’ grammatical competence during the learning of syntax in the 8th and 9th forms. The comparative analysis of the results of experimental studies showed the positive dynamics of the levels of students' grammatical competence in the 8th and 9th forms during the learning of syntax, which confirmed the feasibility of the proposed model.
 
Date 2016
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/15518/1/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%20%20%D0%9A%D1%83%D1%88%D0%BD%D1%96%D1%80%20%D0%A2..pdf
Кушнір, Тетяна Іванівна (2016) Автореферат - Формування граматичної компетентності учнів 8 – 9 класів у процесі вивчення синтаксису Кандидат thesis, Київський університет імені Бориса Грінченка.