Запис Детальніше

Психологічні чинники формування інтелектуальної компетентності у студентів гуманітарного профілю

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/15294/
 
Title Психологічні чинники формування інтелектуальної компетентності у студентів гуманітарного профілю
Психологические факторы формирования интеллектуальной компетентности у студентов гуманитарного профиля
Psychological factors of intellectual competence development of students of humanitarian specialties
 
Creator Філіпович, Вікторія Миколаївна
 
Subject Спецради Університету
 
Description У дисертації наведено теоретичне узагальнення та експериментальне розв’язання наукової проблеми психологічних чинників формування інтелектуальної компетентності студентів у процесі навчання, що виявляється в розкритті таких факторів впливу на цей процес, як групова рефлексивність та згуртованість студентських груп. Названі чинники, як одні з теоретичних конструктів концепції системогенезу, визначаються як усвідомлення індивідом засобів і способів власної та групової діяльності, причин і наслідків, досягнутих у ній успіхів і невдач. Встановлено, що рефлексуючи щодо конкретної діяльності, індивід та група виявляє здатність усвідомлено набувати і відтворювати досвід, оволодівати ним, перетворювати його в узагальнений спосіб дії в конкретній проблемній ситуації. Доведено, що рефлексивно-психологічні впливи (рефлетехнології), що доповнювали стандартний навчальний процес, мали суттєве значення у формуванні групової рефлексивності та згуртованості групи. Це суттєво вплинуло на зростання показників успішності навчання та інтелектуальної компетентності студентів. Визначено та узагальнено динаміку інтелектуальних показників у сумісній навчальній діяльності студентів у взаємозв’язку і взаємозалежністю з розвитком групової рефлексивності та згуртованості академічних груп. Результати дослідження мають практичну значущість для оптимізації навчального процесу, інтелектуального розвитку студентів та формування їх інтелектуальної компетентності.
В диссертации приведены теоретическое обобщение и экспериментальное решение научной проблемы психологических факторов формирования интеллектуальной компетентности студентов в процессе обучения, что проявляется в раскрытии таких факторов влияния на этот процесс, как групповая рефлексивность и сплоченность студенческих групп. Названные факторы, как одни из теоретических конструктов концепции системогенеза, определяются как осознание индивидом средств и способов собственной и групповой деятельности, причин и последствий, достигнутых в ней успехов и неудач. Установлено, что рефлексируя по отношению к конкретной деятельности, индивид и группа проявляют способность осознанно принимать и воспроизводить опыт, овладевать им, превращать его в обобщенный способ действия в конкретной проблемной ситуации. Доказано, что рефлексивно-психологические воздействия (рефлетехнологии), которые дополняли стандартный учебный процесс, имеют существенное значение в формировании групповой рефлексивности и сплоченности группы. Это существенно повлияло на рост показателей успеваемости и интеллектуальной компетентности студентов.
Осуществлен обзор взглядов основных научных школ на роль образовательной среды в формировании интеллектуальных и профессиональных качеств будущих специалистов, в частности рефлексивной среды; особенностей интеграции студенческой группы как «проводника» знаний и личностно-формирующего окружения; психолого-ориентированные феномены развития интеллектуальной компетентности индивида. Определена и обобщена динамика интеллектуальных показателей в совместной учебной деятельности студентов во взаимосвязи и взаимозависимости с развитием групповой рефлексивности и сплоченности академических групп.
Доказано, что феномен интеллектуальной компетентности имеет надпредметных характер, который проявляется в том, что ее формирование возможно при изучении любой учебной дисциплины в процессе профессиональной подготовки. Интеллектуальная компетентность будущих специалистов на этапе обучения в университете формируется эффективнее, если реализуется единство теоретической и практической подготовки; целенаправленно создается эмоционально-положительное отношение студентов к постоянному самосовершенствованию. Результаты исследования имеют практическую значимость для оптимизации учебного процесса, интеллектуального развития студентов и формирования их интеллектуальной компетентности.
In the dissertation there is the theoretical generalization and experimental solution of scientific problem the place and role of psychological factors in the students intellectual competence development during the educational process, manifested in the disclosure of such factors of influence on this process, like group reflexivity and student groups cohesion. These factors, as some of the theoretical constructs of the system genesis concept, defined as the process of realization by the individual of means and methods of own and group activities, causes and consequences, achieved success and failures. It is established that on reflection regarding the specific activities, individual and group shows ability to consciously acquire and reproduce the experience, to master it, to turn it into a generalized mode of action in a particular problem situation. It is proved that the reflexive-psychological effects, supplemented the standard educational process had a significant role in the development of group reflexivity and group cohesion. This had a significant impact on the growth indicators of the success in education and intellectual competence of students. The author has identified and summarized the dynamics of intellectual performance in students co-curricular activities in interconnection and interdependence with the development of group reflexivity and cohesion of the academic groups. The results of the study are of practical importance for optimization of educational process, the intellectual development of students and development of their intellectual competence.
 
Date 2016
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/15294/1/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%20%D0%A4%D1%96%D0%BB%D1%96%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%92.%D0%9C.pdf
Філіпович, Вікторія Миколаївна (2016) Психологічні чинники формування інтелектуальної компетентності у студентів гуманітарного профілю Кандидат thesis, Київський університет імені Бориса Грінченка.