Запис Детальніше

Автореферат - Психологічні умови формування ефективної самопрезентації майбутніх психологів

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/17331/
 
Title Автореферат - Психологічні умови формування ефективної самопрезентації майбутніх психологів
Психологические условия формирования эффективной самопрезентации будущих психологов
Psychological conditions of formation of effective self-presentation of future psychologists
 
Creator Чигирин, Тетяна Олександрівна
 
Subject Спецради Університету
 
Description У дисертації на основі теоретичного аналізу проблеми запропоновано визначення поняття самопрезентації як поведінкового компоненту структури особистості, у якому реалізується прагнення особистості створити бажаний і водночас адекватний соціальній ситуації образ власного «Я» у сприйнятті інших людей у процесі взаємодії та спілкування з соціумом. Визначено сутність ефективної самопрезентації особистості та рівні її ефективності (ефективний, достатній і неефективний). Виділено психологічні умови формування ефективної самопрезентації особистості: соціально-психологічні, індивідуально-психологічні, біопсихологічні та набутий особистістю досвід самопрезентації.
Висвітлено організаційно-методичні засади діагностичного дослідження ефективності самопрезентації майбутніх психологів; особистісних властивостей, що обумовлюють самопрезентацію; стратегій і тактик самопрезентації особистості; проведено порівняльний аналіз міжгрупових відмінностей за критерієм рівня ефективності самопрезентації; проаналізовано упродовж трьох років динаміку змін особистісних властивостей, що обумовлюють самопрезентацію майбутніх психологів.
Представлено психологічні портрети досліджуваних з різним рівнем ефективності самопрезентації та співставлено їх з вимогами до професії психолога. Розроблено програму психологічного супроводу оптимізації ефективності самопрезентації майбутніх психологів.
В диссертации систематизированы и обобщены современные подходы к изучению проблемы самопрезентации личности. На основе теоретического анализа предложено определение понятия самопрезентации как поведенческого компонента структуры личности, в котором реализуется стремление личности создать желаемый и в то же время адекватный социальной ситуации образ собственного «Я» в процессе взаимодействия и общения с социумом. Определена сущность эффективной самопрезентации личности, состоящая в деятельной, творческой подачи личностью себя окружающей социальной среде, итогом которой является необходимое и желаемое восприятие образа «Я» личности другими людьми благодаря использованию ею соответствующих ситуации взаимодействия и общения видов, стратегий, а также тактик самопрезентации. Выделены уровни эффективности самопрезентации: эффективный, достаточный, неэффективный. Обоснованы психологические условия формирования эффективной самопрезентации будущих психологов: социально-психологические, определяемые ситуацией обучения в высшем учебном заведении; индивидуально-психологические, которые обусловливают выбор личностью видов, стратегий и тактик самопрезентации; биопсихологические как внутренние ресурсы человека, отражающиеся в его поведении и деятельности; приобретённый личностью опыт самопрезентации, отличающийся гибкостью использования видов, стратегий и тактик самопрезентации.
Поданы результаты эмпирического исследования особенностей эффективной самопрезентации будущих психологов. Описаны организационно-методические основы диагностического исследования эффективности самопрезентации будущих психологов; личностных качеств, которые обусловливают самопрезентацию; стратегий и тактик самопрезентации личности. Выделены такие личностные качества, которые обусловливают самопрезентацию: самоотношение, мотивация достижения, направленность личности, самоконтроль, эмоциональная направленность, система ценностей. Проведен сравнительный анализ межгрупповых различий по критерию уровня эффективности самопрезентации будущих психологов. Однофакторный дисперсионный анализ показал статистически значимое отличие в следующих показателях: мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, самоотношение, направленность личности на себя, на дело, на общение, а также по всем исследуемым тактикам самопрезентации. Проанализировано на протяжении трёх лет динамику изменений личностных качеств, которые обусловливают самопрезентацию будущих психологов. Стабильными оказались следующие показатели: уровень эффективности самопрезентации, мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач, самомониторинг, локус-контроль, направленность личности на себя и на дело.
Представлены психологические портреты испытуемых с различным уровнем эффективности самопрезентации. Сопоставлены психологические портреты испытуемых с эффективной, достаточной и неэффективной самопрезентацией относительно требований к личности психолога. Разработано программу психологического сопровождения оптимизации эффективности самопрезентации будущих психологов.
The dissertation, on the basis of theoretical analysis of the problem, proposes the definition of self-presentation as a behavioral component of personality structure in which individual aspirations to create desired and at the same time adequate to social situation image of his own "I" in perception of others in the process of interaction and communication with society are implemented. The essence of personality’s effective self-presentation and its level (effective, sufficient and ineffective levels of self-presentation) are defined. Socio-psychological, individual-psychological, bio-psychological conditions of formation of effective self-presentation are outlined.
The organizational and methodical principles of the diagnostic research of the efficiency of self-presentation of future psychologists, personality qualities which determine self-presentation, personality self-presentation strategies and tactics are illustrated. A comparative analysis of intergroup differences on the basis of the criterion of the level of efficiency of self-presentation is conducted. The dynamics of changes (within three years) of personality qualities which determine self-presentation of future psychologists is analyzed.
Psychological portraits of participants with different levels of effective self-presentation are presented and compared with the requirements to the profession of a psychologist. Psychological measures of optimization of future psychologist’s effective self-presentation were developed.
 
Date 2016
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/17331/1/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%20%D0%A7%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD%20pdf.pdf
Чигирин, Тетяна Олександрівна (2016) Автореферат - Психологічні умови формування ефективної самопрезентації майбутніх психологів Кандидат thesis, Київський унверситет імені Бориса Грінченка.