Запис Детальніше

Формування шанобливого ставлення у дітей 5-го року життя до дорослих засобами української казки

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/17297/
 
Title Формування шанобливого ставлення у дітей 5-го року життя до дорослих засобами української казки
Формирование уважительного отношения у детей 5-го года жизни к взрослым средствами украинской сказки.
Formation of 5 Years Old Children’s Respect for Аdults by Means of Ukrainian Fairy Tale
 
Creator Карнаухова, Антоніна Валеріївна
 
Subject Спецради у інших ВНЗ
 
Description Дисертація присвячена проблемі формування шанобливого ставлення у дітей 5-го року життя до дорослих засобами української казки.
На основі теоретичного аналізу уточнено сутність поняття “шанобливе ставлення до дорослих” стосовно дітей 5-го року життя як вияв поваги, що
ґрунтується на індивідуальних моральних чеснотах чи якостях особистості, до якої це ставлення виявляється.
Розкрито виховний потенціал української казки як засобу формування шанобливого ставлення у дітей 5-
го року життя до дорослих.
Визначено критерії та показники сформованості шанобливого ставлення у дітей 5-го року життя до дорослих.
Обґрунтовано педагогічні умови формування шанобливого ставлення у дітей 5-го року життя до дорослих засобами української казки.
Розроблено методику формування шанобливого ставлення у
дітей 5-го року життя до дорослих засобами української казки, суть якої полягає в забезпеченні реалізації обґрунтованих педагогічних умов як взаємозумовлених, серед яких центральною є створення розвивального середовища у дошкільному навчальному закладі; решта дві педагогічні умови (систематичне збагачення знань дітей 5-
го року
Диссертация посвящена проблеме формирования уважительного отношения у детей 5-го года жизни ко взрослым средствами украинской сказки.
На основе теоретического анализа уточнена сущность понятия “уважительное отношение к взрослым” относительно детей 5-го года жизни как проявление уважения, основанное на индивидуальных нравственных добродетелях или качествах личности, к которой это отношение проявляется. Учитывая возрастные особенности детей 5-го года жизни, понятие “уважительное отношение” связывается в иссертации с проявлениями у детей таких качеств, как забота, вежливость, послушание, доброжелательность, сопереживание.
Раскрыт воспитательный потенциал украинской сказки для формирования уважительного отношения у детей 5-
го года жизни к взрослым, который связан с ее моделирующими возможностями построения положительных взаимоотношений, влияющих на характер взаимодействия в реальных условиях общения ребенка и взрослого. Показано, что особую роль в формировании уважительного отношения у детей 5-го года жизни к взрослым играют социально-бытовые сказки.Выделены компоненты (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), определены критерии и показатели сформированности уважительного тношения у детей 5-го года жизни к взрослым (когнитивный – понимание понятия “уважительное отношение”; самостоятельное осознание внутреннего состояния близких людей, умение проявлять уважительное отношение к взрослым, умение сознательно поступаться своими желаниями; эмоционально-чувственный–умение определять и адекватно реагировать на чувства и эмоции взрослых, способность чувствовать и понимать эмоциональное состояние взрослых и причины, которые могут его вызвать, отношение к взрослым как ценности, способность к сочувствию и сопереживанию; творческо-деятельностный
–способность давать мотивированною оценку поступкам по отношению к взрослым, умение оказать бескорыстную помощь взрослым в повседневной жизни, умение самостоятельно находить правильный выход из ситуации, который предусматривает нравственный поступок по отношению к взрослым, способность к творческой интерпретации нравственного содержания сказок с проекцией на собственное поведение
The dissertation is devoted to the formation of 5 years old children’s respect for adults by means of Ukrainian fairy tale.
Through theoretical analysis, the author defines the essence of the concept of respectful attitude for adults on the part of childrenof the 5 thе year of life as a sign of respect based on the individual moral virtues or qualities of the individual to
whom that respect is directed.
The educational potential of Ukrainian fairy tale as a means of forming 5 years old children’s respectful a
ttitude towards adults is revealed.The criteria and indicators of respect of 5 уears old children toward
sadults have been defined.
Pedagogical conditions of formation of respect of 5yearsold children towards adults by means of Ukrainian fairy tales have been substantiated and experimentally tested.
The methods of formation of 5 years old children’s respect towards adults by means Ukrainian stories have been developed, the essence of which is to ensure the implementation of the pedagogical conditions as interdependent, the central among them being the creation of developing environment in the preschool institution; the other two pedagogical conditions (systematic enrichment of 5 years old children’s knowledge with the content of tales of moral direction; inv
olvement of children in practically oriented аctivities in the context of creative interpretation of fairy stories, followed by behavioral projection)enable this environment and simultaneously increase the activity of children in it.
 
Date 2016
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language ru
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/17297/1/Kharnaukhova_A_V_Aref.pdf
Карнаухова, Антоніна Валеріївна (2016) Формування шанобливого ставлення у дітей 5-го року життя до дорослих засобами української казки Кандидат thesis, Національна академія педагогічних наук України Інститут проблем виховання.