Запис Детальніше

Типологія форм інтертекстуальності у французькій модерністській прозі (на матеріалі творів Андре Жіда)

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/18252/
 
Title Типологія форм інтертекстуальності у французькій модерністській прозі (на матеріалі творів Андре Жіда)
Типология форм интертекстуальности во французской модернистской прозе (на материале произведений Андре Жида)
The typology of intertextuality forms in the French modernistic prose (based on the Andre Gide’s works)
 
Creator Динниченко, Тетяна Анатоліївна
 
Subject Спецради Університету
 
Description Дисертація присвячена дослідженню форм інтертекстуальності у французькій модерністській прозі. У роботі проаналізовано етапи становлення концепції інтертекстуальності в сучасному літературознавстві; визначено джерела і форми міжтекстового зв’язку у французькій літературі в діахронічному зрізі; уперше проведено інтертекстуальний аналіз творів А. Жіда як знакових і типологічно показових для французької прози раннього і зрілого модернізму і на його основі запропоновано типологію форм інтертекстуальності у французькій модерністській прозі. Типологію удосконалено за рахунок додавання такої форми, як нехудожні елементи, а також виокремлення підвидів окремих форм інтертекстуальності (коментовані /некоментовані референції, заголовки-ребуси, авторська жанрова дефініція тощо). Подальшого розвитку набула концепція традиційних сюжетів, мотивів й образів, зокрема їх інтерпретація і трансформація в філософському аспекті французького модернізму.
Диссертация посвящена исследованию форм интертекстуальности во французской модернистской прозе. В работе проанализированы этапы становления и развития концепции интертекстуальности в современном литературоведении; определены источники и формы межтекстовых связей во французской литературе в диахроническом срезе; впервые осуществлен интертекстуальный анализ произведений А. Жида ка знаковых и типологически показательных для французской прозы раннего и зрелого модернизма и на его основе предложена типология форм интертекстуальности во французской модернистской прозе. Типология усовершенствована за счет добавления таких формы интертекстуальности как нехудожественные компоненты, авторская жанровая дефиниция, а также выделения подвидов отдельных форм интертекстуальности (комментированные/некоментированные референции, заголовки-ребусы и т. д.). Дальнейшее развитие получила концепция традиционных сюжетов, мотивов, образов в философском аспекте французского модернизма.
В модернизме интертекст (как текст культуры) служит «интерпретирующим, объясняющим, логизирующим» (М. Ямпольский) инструментом, необходимым при моделировании мира, осуществляемым модернистами, а использование тех или иных форм интертекстуальности определяется авторской стратегией. Специфика интертекстуальности во французской модернистской прозе обусловлена особенностями развития национальной литературы, в частности продолжительной и устойчивой рецепцией мирового художественного опыта. Широчайшее интертекстуальное поле французской модернистской прозы является составляющей ее языковой традиции, инструментом постижения и «словесного истолкования мира» (Г.-Г. Гадамер).
Типология форм интертекстуальности, используемая в диссертации для системного интертекстуального анализа произведений Андре Жида как репрезентанта французской модернистской прозы составлена с учетом следующих факторов: разграничение отношения присутствия одного текста в другом и отношения прививки, специфика структуры произведения, обращение к традиционным образцам, адресная интертекстуальность. Таким образом, в прозе французского модернизма выделяем: І. Интекстовые формы интертекстуальности (цитата, аллюзия, референция, реминисценция, топос, традиционные сюжеты, мотивы, образы, нехудожественные компоненты); ІІ. Претекстовые формы интертекстуальности (заголовок, авторская жанровая дефиниция, посвящение, эпиграф); ІІІ. Транстекстовые формы интертекстуальности (заимствование приема, стилизация и пародия).
Интекстовые формы интертекстуальности во французской модернистской прозе являются «цитированием» в широком смысле слова и составляют часть естественного движения мысли французских «интеллектуалов», отсылают к тексту культуры в семиотическом плане и необходимы для философского «диалога» и поиска личностной истины. Претекстовые формы интертекстуальности заявляют об авторском понимания мира, выстраивают читательское предпонимание художественного произведения, задают интеллектуальную игру. Транстекстовые формы интертекстуальности часто используются французскими модернистами как литературные лекала для воплощения собственных идей при отсутствии модуса комментирования (заимствование приема) или с ироническим модусом (стилизация и пародирование). Вектор интерпретации интертекстуального включения задается автором через его функцию. Основополагающей для всех форм интертекстуальности во французской модернистской прозе является диалогическая функция, обязательно предполагающая определенную модальность.
The dissertation is devoted to the intertextuality forms research in the French modernistic prose. The stages of concept of intertextuality in contemporary literary criticism was analyzed in this work; the sources and forms of intertextual communication in the French prose in a diachronic section were defined; the intertextual analysis of A. Gide’s works as iconic and demonstrative for the early and mature modernism periods in the French literature was first held, based on this typology of forms of intertextuality was proposed. Typology was improved, such forms was added: nonfiction elements and the subsorts of forms of intertextualid as a commented or uncommented reference, headlines-rebuses, author’s genre definition etc. A further development was the concept of traditional themes, motifs and images, including their interpretation and transformation in philosophical aspect of French modernism.
 
Date 2016-08-19
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/18252/1/T_Dynnychencko_A.pdf
Динниченко, Тетяна Анатоліївна (2016) Типологія форм інтертекстуальності у французькій модерністській прозі (на матеріалі творів Андре Жіда) Кандидат thesis, Київський університет імені Бориса Грінченка.