Запис Детальніше

Психологічний супровід формування інтелектуальних почуттів у молодшому шкільному віці

Електронна бібліотека НАПН України

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/705356/
 
Title Психологічний супровід формування інтелектуальних почуттів у молодшому шкільному віці
Психологическое сопровождение формирования интеллектуальных чувств в младшем школьном возрасте
Psychological support for intellectual feeling formation at primary school age
 
Creator Цавалюк, Тетяна Олександрівна
 
Subject 1 Philosophy. Psychology
36 Safeguarding the mental and material necessities of life
 
Description Дисертацію присвячено дослідженню психологічного супроводу формування інтелектуальних почуттів у молодшому шкільному віці. Інтелектуальні почуття розвиваються у контексті культурних чинників – соціального середовища існування дитини.
У результаті проведення теоретико-методологічного дослідження розроблено модель формування та розвитку інтелектуальних почуттів молодших школярів, згідно із якою етапами розвитку останніх є: етап формування інтелектуальних почуттів; етап диференціації інтелектуальних почуттів; етап індивідуалізації інтелектуальних почуттів. Домінуючою тенденцією вираження культури у свідомості особистості молодшого школяра являються культурні смисли. Досягнення балансу між категоріями смислів сприяє формуванню почуття емоційної безпеки, тоді як відсутність емоційної безпеки – емоційна незахищеність гальмує особистісне зростання дитини.
Рівнями розвитку інтелектуальних почуттів є: цікавість, допитливість, цілеспрямованість, стійкий інтерес до певної галузі знань, захоплення пізнавальною діяльністю. Відтак, інтелектуальні почуття є чинником соціалізації молодшого школяра.
У роботі експериментально підтверджено наявність зв'язків між етапом формування інтелектуальних почуттів та почуттям емоційної безпеки / емоційної незахищеності й описано показники поведінкового вираження останньої. Також підтверджено гіпотезу дисертаційного дослідження. Дійсно, високий рівень розвитку інтелектуальних почуттів є одним із чинників нормативного вікового розвитку молодших школярів й характерний для дітей, які перебувають у стані емоційної безпеки із тенденцією до особистісного зростання; показниками особистісного зростання є успішність провідної діяльності, тоді як низький рівень розвитку інтелектуальних почуттів продукує низький рівень особистісного зростання.
У результаті проведення формувального експерименту розроблено й апробовано програму рефлексії як чинника виникнення почуття емоційної безпеки у процесі психологічного супроводу формування інтелектуальних почуттів. Відтак, розвитку інтелектуальних почуттів молодших школярів сприяють спеціально організовані дидактичні ігри, спрямовані на категоризацію смислів засобами рефлексивного обговорення.
Диссертация посвящена исследованию психологического сопровождения формирования интеллектуальных чувств в младшем школьном возрасте. Интеллектуальные чувства развиваются в контексте культурных факторов социальной среды существования ребенка. При этом влияние культуры на формирование интеллектуальных чувств младшего школьника является не однозначным, учитывая значительную вариативность культурного вектора среды.
В результате проведения теоретико-методологической части исследования сформирована модель развития интеллектуальных чувств младших школьников, согласно с которой этапами развития последних есть: этап формирования интеллектуальных чувств; этап дифференциации интеллектуальных чувств; этап индивидуализации интеллектуальных чувств. Доминирующей тенденцией выражения культуры в сознании личности младшего школьника являются культурные смыслы. Система формирования и развития обозначенных выше чувств определяется: общими культурными, семейными и школьными смыслами. Достижение баланса между категориями смыслов способствует формированию чувства эмоциональной безопасности, тогда как отсутствие эмоциональной безопасности – эмоциональная не защищенность тормозит личностный рост ребенка.
Уровнями развития интеллектуальных чувств являются: любопытство, любознательность, целеустремленность, устойчивый интерес к определенной области знаний, увлечения познавательной деятельностью. Следовательно, интеллектуальные чувства являются фактором социализации младшего школьника. Психологическую основу последних составляет баланс между культурными смыслами. Такой баланс обусловливает формирование эмоциональной безопасности младшего школьника и стимулирует процесс личностного роста.
Экспериментальное исследование факторов формирования интеллектуальных чувств (качественные и количественные результаты) дают нам возможность говорить о наличии положительных корреляционных взаимосвязей между показателями развития интеллектуальных чувств и личностных смыслов. Итак, культура и личность находятся в теснейшей внутренней связи. Существует обратная связь – воздействие личности на культуру. Поэтому, индивидуальные смыслы младшего школьника является преобразованием совокупности культурных смыслов, описанных выше.
В результате проведения формирующего эксперимента разработана и апробирована программа рефлексии, как фактора, способствующего возникновению чувства эмоциональной безопасности в процессе психологического сопровождения формирования интеллектуальных чувств – подтверждение второй части гипотезы диссертационного исследования. Действительно, формированию интеллектуальных чувств младших школьников способствуют дидактические игры с элементами рефлексивного обсуждения. Следовательно, развитию интеллектуальных чувств младших школьников способствуют специально организованные дидактические игры, направленные на категоризацию смыслов по средствам рефлексивного обсуждения.
The thesis describes the study of psychological support for intellectual felling formation at primary school age. Intellectual feelings are developed in the context of cultural factors – children’s social environment.
A model of intellectual feeling formation and development at primary school children was created as a result of the performed theoretical-methodological study. According to it, the feeling developmental stages are: intellectual feeling formation; differentiation of intellectual feelings; intellectual feeling individualization. The dominant tendency of presentation of the culture in primary schoolchildren’s consciousness is cultural meanings. The balance between the categories of meanings fosters a sense of emotional safety, while a lack of emotional safety or emotional insecurity inhibits child’s personal growth.
Levels of intellectual feeling development are: curiosity, inquisitiveness, sense of purpose, sustained interest in a particular knowledge field, dedication to cognitive activities. Therefore, intellectual feelings are a factor of socialization of primary school children.
The performed study confirms experimentally existence of correlations between a stage of intellectual feelings formation and the sense of emotional safety / emotional insecurity; the thesis describes the indicators of behavioral expression of such safety. Also the hypothesis of the dissertation research was confirmed. Indeed, the high level of intellectual feeling development is one of the regulatory factors of healthy development of primary school children and it is characteristic for the children having the emotional safety state with a tendency towards personal growth; successfulness of the leading activity is the indicator of personal growth, while the low level of intellectual feeling development produces a low level of personal growth.
The performed formative experiment has leaded us to development and approbation of the program for development of reflection as a factor of appearance of an emotional security sense in the process of psychological support of intellectual feeling formation. Consequently, specially organized educational games aimed at categorization of meanings with help of a reflective discussion contribute intellectual feeling development at primary school children.
 
Date 2016
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
text
text
 
Language uk
uk
uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/705356/3/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82_%D0%A6%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8E%D0%BA.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/705356/1/%D0%92%D0%86%D0%94%D0%93%D0%A3%D0%9A_%D0%96%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/705356/2/%D0%92%D1%96%D0%B4%D0%B3%D1%83%D0%BA_%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B0.pdf
Цавалюк, Тетяна Олександрівна (2016) Psychological support for intellectual feeling formation at primary school age Dissertation candidate thesis, Інститут психології імені Г.С. Костюка.