Improving the Effectiveness of Distance Education Through the Use of Neurophysiological Mechanisms of Attention
Журнал "Новітні комп'ютерні технології"
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Improving the Effectiveness of Distance Education Through the Use of Neurophysiological Mechanisms of Attention
Повышение эффективности дистанционного образования путем использования нейрофизиологических механизмов внимания Підвищення ефективності дистанційної освіти шляхом використання нейрофізіологічних механізмів уваги |
|
Creator |
Чечьоткина, Ірина Генадіївна
|
|
Description |
We developed methods of adaptation text with verbal predicates, that allows rework course material in such a way that the retention time of involuntary attention on the content increases significantly, and the time required for "inclusion" in the activity - is declining. The use these methods in combination with other methods of adaptation of educational materials will improve the efficiency of distance education.
Дистанционное обучение является относительно молодой моделью образования, поэтому актуальны вопросы его эффективности. Нельзя однозначно утверждать, что эта форма обучения одинаково хороша для всех типов обучаемых и может полностью заменить другие формы образования. Однако при определенных условиях она является необходимой и может давать хорошие результаты.Возможно ли прогнозировать результаты дистанционного обучения и влиять на его эффективность?Какие именно факторы влияют на эффективность дистанционного образования для конкретных условий и групп обучаемых?Мотивация учения, интерес к предмету влияют на интенсивность внимания, качество запоминания, понимание учебного материала, результаты мыслительной деятельности [3].В результате проведенных исследований [7] была выявлена зависимость уровня мотивации к обучению от репрезентативных систем в сочетании с психологическим типом личности.В традиционном обучении различие в скорости восприятия существенно отражается на качестве знаний обучаемых [6], а в случае ДО возможно строить индивидуальную образовательную траекторию, чтобы обучение двигалось с желаемой скоростью. При выборе индивидуального темпа обучения ключевую роль играет удержание внимания на изучаемом материале.Внимание определяется как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Оба вида внимания имеют разные функции, по-разному формируются в онтогенезе, и в их основе лежат различные физиологические механизмы.Как относительно самостоятельные можно описать следующие виды внимания: сенсорное (зрительное, слуховое, тактильное), двигательное, эмоциональное и интеллектуальное [2]. В мозге человека существует самостоятельная система внимания, которая анатомически изолирована от систем обработки поступающей информации. Правое полушарие в основном обеспечивает общую мобилизационную готовность человека, поддерживает необходимый уровень бодрствования и сравнительно мало связано с особенностями конкретной деятельности. Левое в большей степени отвечает за специализированную организацию внимания в соответствии с особенностями задачи [1; 4].Непроизвольное внимание нередко появляется у человека без всяких волевых усилий и даже без намерения что-либо воспринимать. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным. Произвольное внимание возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Произвольное внимание имеет волевой характер. Существует третий вид внимания, которое возникает когда человек как бы «входит» в работу, начинает легко сосредотачиваться на ней. Такое внимание называют послепроизвольным [5]. Удержание произвольного внимания при помощи волевого усилия вызывает быструю утомляемость, поэтому для обеспечения эффективности обучения необходимо использовать методики стимулирования непроизвольного и формирования послепроизвольного внимания. Нами разработана методика адаптации текста при помощи вербальных предикатов, позволяющая таким образом переработать учебный материал, что время удержания непроизвольного внимания на содержании значительно возрастает (в зависимости от типа нервной деятельности обучаемого), а время, необходимое на «включение» в деятельность – сокращается.Использовании данной методики в комплексе с другими методиками адаптации учебных материалов позволит повышать эффективность дистанционного образования. Нами розроблена методика адаптації тексту за допомогою вербальних предикатів, що дозволяє таким чином переробити навчальний матеріал, що час утримання мимовільної уваги на змісті значно зростає, а час, необхідний на «включення» в діяльність - скорочується.Використанні даної методики в комплексі з іншими методиками адаптації навчальних матеріалів дозволить підвищувати ефективність дистанційної освіти. |
|
Publisher |
State institution of higher education «Kryvyi Rih National University»
|
|
Date |
2013-11-10
|
|
Type |
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion |
|
Format |
application/pdf
|
|
Identifier |
http://ccjournals.eu/ojs/index.php/nocote/article/view/105
|
|
Source |
New computer technology; Vol 5 (2007): Problems of training and retraining of IT specialists; 100-101
Новітні комп'ютерні технології; Том 5 (2007): Проблеми підготовки та перепідготовки фахівців у сфері інформаційних технологій; 100-101 Новые компьютерные технологии; Том 5 (2007): Проблемы подготовки и переподготовки специалистов в сфере информационных технологий; 100-101 2309-1460 |
|
Language |
rus
|
|
Relation |
http://ccjournals.eu/ojs/index.php/nocote/article/view/105/97
|
|
Rights |
Copyright (c) 2014 New computer technology
|
|