Запис Детальніше

Methodological aspects of teaching computer graphics courses at technical universities

Журнал "Новітні комп'ютерні технології"

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Methodological aspects of teaching computer graphics courses at technical universities
Методологические аспекты преподавания графических дисциплин на компьютерных специальностей технических вузов
Методологічні аспекти викладання графічних дисциплін на комп'ютерних спеціальностях технічних ВНЗ
 
Creator Башта, Олена Трифонівна
Джурик, Олена Віталіївна
Джурик, Наталія Олександрівна
Ізюменко, Тетяна Василівна
Пономарьова, Лариса Анатоліївна
 
Description Methodological culture of specialist, in our view, involves primarily the mastery of philosophical methodology, as well as the entire set of general engineering and special methods of technical sciences. Unfortunately, not all technical colleges pay sufficient attention to systematize engineering methods, approaches and principles in solving design problems and challenges, while future engineers must be familiar with the basics of system analysis.
Развитие компьютерной техники в современном мире несет с собой быструю смену технологических режимов, технических решений, принципов действия. В таких условиях подготовка инженерных кадров принципиально не может носить рецептурного характера, следовательно, возрастает роль и значение некоторых общих принципов, общих подходов и методов решения технических и технологических проблем, а значит и общей методологической культуры будущих специалистов.Методологическая культура специалиста, на наш взгляд, имеет, по крайней мере, две составляющие. Она включает в себя, прежде всего, овладение философской методологией, а также всей совокупностью общеинженерных и частных методов технических наук. К сожалению, в технических вузах не везде уделяется достаточное внимание систематизации инженерных методов, подходов, принципов в решении конструкторских проблем и задач, тогда как будущему инженеру необходимо знакомство с основами системного анализа.Сформировать методологическую культуру мышления студентов – это означает научить их самостоятельно мыслить категориями науки, привить им диалектические представления о явлениях и закономерностях развития природы и общества. Это означает привить им умение использовать знания, методы и средства науки в анализе её главных направлений, её узловых проблем, умение предугадывать требования времени, видеть свою область глазами исследователя.Здесь необходимо:– во-первых, усвоение студентами общей методологии, т. е. учения о методе научного познания и преобразования мира, в основе которой лежит диалектика;– во-вторых, важная задача – это выявление взаимосвязи между такими компонентами научного поиска, как гипотеза и теория, теория и практика и др.;– в-третьих, очень важным является показ всех тех трудностей, которые возникают на пути получения научных результатов, борьбы идей, упорного и настойчивого труда во имя науки.В графических науках в полной мере должны использоваться такие категории, как необходимость и случайность, причина и следствие, возможность и действительность, содержание и форма, сущность и явление, единичное и общее. Обязательно следует выделять вопрос о единстве логики научно-технического творчества настоящего времени и всей истории предшествующего научно-технического познания. Кроме этого, следует показать, что теоретические положения возникают не в результате сверхъестественных свойств мышления ученого или конструктора, а основываются на опыте. Необходимо убедить студентов в том, что проблема теоретического познания состоит в выявлении всеобщих внутренних закономерных связей.Следует показать, что начертательная геометрия является одним из разделов геометрии, в котором пространственные фигуры, представляющие собой совокупность точек и линий, изучаются по их проекционным изображениям на плоскости или другие поверхности. Начертательная геометрия по своему содержанию занимает особое положение среди других наук: она является лучшим средством развития у человека пространственного воображения, без которого немыслимо никакое инженерное творчество.Формирование представлений по проблеме истинности не должно ограничиваться теми сведениями, которые получает студент при изучении отдельных вопросов инженерно-графических дисциплин. Студенты должны четко осознать, что наше знание является истинным, и в то же время не полным, постоянно изменяющимся и уточняемым.Так, углубление познания привело науку к фундаментальному выводу, что материя непрерывно связана не только с движением, но и с пространством и временем и что само пространство и время изменяются в зависимости от изменения движущейся материи. В инженерно-графических дисциплинах пространство принимается трехмерным, в котором справедлива геометрия Эвклида. Опыты, проведенные на земле, показали достоверность Эвклидовой геометрии для земных условий. Метрические свойства Эвклидова пространства не зависят от движущейся в этом пространства материи.Из вышесказанного следует мысль о том, что углубление познания идет по существу на основе всеобщего закона развития – закона отрицания отрицания, когда новая теория приходит на смену предыдущей, но все что есть ценного в прежних теориях сохраняет своё непреходящее значение и дальше. Так, учение неэвклидовой геометрии снимает значение эвклидовой геометрии для космических пространств и скоростей. Однако эвклидова геометрия продолжает сохранять своё значение для ограниченных пространств и скоростей.Когда перед проектировщиками, конструкторами, программистами стоит задача создания принципиально новых образцов техники, то её решение всегда выступает, как разрешение противоречий, присущих прежним техническим объектам. Следовательно, суть инженерного творчества состоит в разрешении этих технических противоречий, то есть сущность инженерного мышления состоит в способности анализировать противоречия в развитии техники и оптимально их разрешать, своевременно замечать необходимость формирования новых направлений.Преподаватель также должен помочь студентам понять неправомерность сведения творческой деятельности мышления лишь к описанию и систематизации опытных данных. В то же время следует сориентировать студента на возрастание личностного фактора и повышения ответственности за проведение научных исследований и разработок.Системное усвоение инженерно-графических предметов требует, чтобы студенты не только усвоили отдельные положения изолированные одно от другого, но и уяснили их взаимосвязи, их иерархию и место, занимаемое геометрическими науками в системе наук. Именно усвоение структуры геометрических наук, взаимосвязей и взаимозависимостей между её элементами может обеспечить формирование у студентов убеждений о всеобщности взаимосвязей между различными явлениями, о разнообразии связей и отношений.
Методологічна культура фахівця, на наш погляд, включає в себе, перш за все, оволодіння філософської методологією, а також всією сукупністю загальноінженерних і спеціальних методів технічних наук. На жаль, в технічних ВНЗ не скрізь приділяється достатня увага систематизації інженерних методів, підходів, принципів при розв'язуванні конструкторських проблем і завдань, тоді як майбутньому інженеру необхідно знайомство з основами системного аналізу.
 
Publisher State institution of higher education «Kryvyi Rih National University»
 
Date 2013-11-22
 
Type info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion
 
Format application/pdf
 
Identifier http://ccjournals.eu/ojs/index.php/nocote/article/view/159
 
Source New computer technology; Vol 11 (2013); 08-10
Новітні комп'ютерні технології; Том 11 (2013); 08-10
Новые компьютерные технологии; Том 11 (2013); 08-10
2309-1460
 
Language rus
 
Relation http://ccjournals.eu/ojs/index.php/nocote/article/view/159/150
 
Rights Copyright (c) 2014 New computer technology