Перспективы использования системы дистанционного обучения для технических дисциплин
Журнал "Теорія та методика електронного навчання"
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Перспективы использования системы дистанционного обучения для технических дисциплин
Перспективи використання системи дистанційного навчання для технічних дисциплін Prospects for the use of distance learning system for technical disciplines |
|
Creator |
Єсаулов, Сергій Михайлович
Бабічева, Ольга Федорівна |
|
Description |
На сайтах Internet вниманию пользователей предлагаются конструктора сетевых курсов CourseLab, OpenTEST 2.0 и еще более 15 аналогичных продуктов для внедрения систем дистанционного обучения (СДО) в высшей школе [1–3]. Разработчики оснащают эти программные решения дружественными интерфейсами, понятными средствами управления, конкретными функциональными свойствами, позволяющими сократить затраты времени на освоение самого продуктов, но, концентрируя активность преподавателей, главным образом, на создании компонентов дисциплин, которые и будут размещаться в среде конструктора СДО. Те, кто уже практикует дистанционную форму обучения, знают, что значат затраты времени на всех этапах применения компьютерной техники тесно связанной с надежностью сети Internet.Лаконичная характеристика конструктора «CourseLab» весьма привлекательна [2] и, наверное, есть другие аналогичные. К сожалению, пользователям редко предоставляется возможность практически ознакомиться с программным решением, т.к. редко встречаются конструктора для автономного экспериментирования с ними вне Internet. Поэтому подробные сравнительные оценки не публикуются и не заметны альтернативные предложения программной среде Moodle [3], являющейся сейчас стандартом де-факто в Украине для реализации СДО. При таком положении дел с конструкторами для СДО самый удачный вариант может оказаться без должного внимания, а действующая СДО быстро может превратиться в морально устаревшее средство обучения.Обнаруженные определенные сложности при освоении и использовании конструктора Moodle в сети Internet, с которыми сталкиваются преподаватели, к сожалению, тоже отрицательно влияет на активность внедрения компьютерных технологий в процесс обучения студентов, а потому создаются, главным образом, только тестовые курсы. Важно заметить, что, кроме разработки и внедрения средств тестирования, в среде Moodle можно использовать приемы для преподавания дисциплин, создавая тем желательную почву для самообразования, особенно у дистанционных студентов.Популярные виртуальные средства для визуализации устройств и механизмов, размещенные в глобальной сети, для кураторов дисциплин являются важной находкой, которые умело могут превратить их в электронные экспонаты полезные для освоения различных разделов конкретных дисциплин.На базе СДО создаются оригинальные платформы курсов, надежно защищенных от порчи, заимствования и плагиата, отражающие индивидуальный творческий подход преподавателя к дисциплине, который может быть спокоен, что применяемые экспонаты будут в исправном состоянии всегда.Одним из замечательных свойств конструкторов СДО следует считать возможность заочной организации научно-исследовательской работы со сторонними участниками, которые должны самостоятельно научиться исследовать процессы, подготавливать публикации и конкурсные работы, понимать патентные источники и пробовать себя в роли изобретателей или проектировщиков.Основы научно-исследовательской работы (НИР) целесообразно планировать для студентов и, особенно, будущих аспирантов в индивидуальном порядке, когда каждый из них сам должен разобраться в своих наклонностях и интересах к определенной области знаний. Пример оформления такой страницы в среде Moodle иллюстрирует рис. 1.Рис. 1. Оформление курса научно-исследовательской работы студентовВ целом такой курс прививает студентам комплексные приемы решения технических задач, при успешном несомненном освоении целого ряда дисциплин, без чего сложно представить будущего научного работника и преподавателя любого направления.Поскольку систематическая работа студента в СДО предполагает асинхронное заочное дальнейшее общение его, возможно, с различными другими преподавателями, то на начальном этапе в курсе НИР предусматривается представление автором реферата видение его выбранного научного направления, понимание актуальности определенной задачи и размышления о путях ее решения без какой-либо информации о себе.Такой прием оправдан, когда студент сам желает проверить свой выбор стать научным работником, но, понимая возможное ошибочное представление о конкретном предмете, обычно неестественно ведет себя при очном общении или вообще не касается данного вопроса. Для начала в курсе приводятся примеры стандартных направлений деятельности научно-технических коллективов и задачи, в решении которых нуждается производство.Целесообразно разместить для ознакомления аннотации различных отчетов и библиотеку научно-технической литературы, статей и любые другие электронные материалы, раскрывающие многогранную деятельность сотрудников и преподавателей кафедры в отдельности [4].Таким образом, небольшой реферат студент любой формы обучения подготавливает самостоятельно в свободное время без установленных сроков и отправляет его электронный вариант в папку рефератов курса. Естественно, что этот первый реферат может стать предметом внимания конкретного преподавателя, деятельность которого ближе всего к выбранной студентом теме. Заочный диалог становится началом творческого общения студента, возможно, со своим научным руководителем. Такой прием с помощью СДО, хотя не является традиционным, но может стать привлекательным для естественного отбора самых одаренных студентов не по результатам учебы после окончания учебного заведения, а еще на младших курсах.Технические дисциплины, как известно, содержат немало разделов с обязательным выполнением лабораторных и практических работ. В них немало плановых заданий, которые хорошо согласуются с задачами, стоящими в сферах производства или представления услуг населению предприятиями. По этой причине в курсе НИР СДО важно отметить взаимосвязь дисциплин с научно-исследовательской деятельностью, а лаборатории кафедры предлагать в качестве реальных объектов для размещения в них рукотворных лабораторных установок и современного оборудования, позволяющих проводить эксперименты различной сложности. Модернизация лабораторий часто может оказаться по плечу энтузиастам из числа будущих аспирантов, которые способны решать многие вопросы за короткое время, что не достигается при продолжительных поисках спонсоров и исполнителей таких же работ (рис. 2).Рис. 2. Телекомплекс «Гранит», модернизированный студентами с помощью компьютера и собственного программного обеспечения Увлечение техникой заставляет студентов разбираться в морально устаревшем оборудовании, чтобы затем предлагать современные решения для его модернизации и усовершенствования [5]. Поэтому устаревшие руководства тоже могут быть полезными в среде СДО, требуя лишь преобразования их в электронную форму.Когда лабораторный стенд с аналоговым и дискретным оборудованием после модернизации оснащается современными средствами программируемой автоматики, отображения и записи экспериментальных данных, то привязанность к нему больше всего проявляют, конечно, исполнители, под силу которым освоение более сложной техники, а темы дипломных и диссертационных работ, выбираемые ими, не вызывают сомнений у специалистов.В СДО отводится большое внимание пропаганде программных продуктов, с помощью которых выполняются сложные рутинные расчеты, виртуальные эксперименты, опыты и др.Подготовка тематических компьютерных приложений, хотя и требует существенных затрат времени, но в конечном итоге позволяет сосредоточить в них только те вопросы, которые нуждаются в решении с помощью компьютера. Есть немало примеров, когда при дипломном проектировании разработанные студентами программные продукты стали началом для компьютеризации производственных процессов. В этой связи больше внимания следует уделять собственным разработкам, чем приспосабливаться к известным чужим не всегда корректным решениям. Такие выводы представляется возможным сделать на опыте внедрения учебного пакета программ SinSys (рис. 3) [6-10]. Рис. 3. Лаборатория для освоения законов регулирования с всплывающим справочником микроконтроллеров производимых в Украине Размещение программы SinSys в среде СДО позволило всем студентам воспользоваться этим продуктом в домашних условиях. Предусмотренное сохранение извещений об обнаруженных недостатках и предложений для расширения функциональных свойств и улучшения программы в дальнейшем анализировались авторами, что и позволило создать оригинальное приложение к ПК, с которого начинают свои исследования и будущие аспиранты.Особого внимания заслуживают программные продукты для платформы Microsoft.NET. В основе .NET-технологии разработки программного обеспечения лежит универсальность программного кода, который может быть выполнен любым устройством, независимо от используемой в нем операционной системы (ОС), но поддерживающая технологию .NET. Универсальность программного кода состоит в том, что создаваемый промежуточный код во время загрузки транслируется в выполняемую программу. Разработка таких приложений позволяет создавать электронные устройства с новыми возможностями, которые, применительно к СДО, могут оказаться более гибкими к обновлениям, расширению функциональных свойств, корректировке баз данных и реализации всех новинок в реальном времени через сеть Internet.Особого внимания заслуживают прикладные программируемые устройства, сопрягаемые с компьютером через порты. Самостоятельное их изготовление уже является реальностью, а перспектива развития такой прикладной базы может существенно изменить облик учебных лабораторий и отдельных экспонатов, многие из которых легко «перекочуют» на домашние компьютеры и рабочие столы студентов в виде полезных тиражируемых изделий. Очевидным является, что современные технические средства подготовки научных работников и преподавателей будут постоянно совершенствоваться, наибольшей динамичностью среди которых, несомненно, будут обладать средства самообучения на базе домашнего компьютера.
Особливої уваги заслуговують прикладні програмовані пристрої, що сполучаються з комп'ютером через порти. Самостійне їх виготовлення вже є реальністю, а перспектива розвитку такої прикладної бази може істотно змінити вигляд навчальних лабораторій і окремих експонатів, багато з яких легко «перекочують» на домашні комп'ютери і робочі столи студентів у вигляді корисних тиражованих виробів. Particularly noteworthy are applications of the programmable devices interfaced with the computer through the ports. Their production off one's own bat is already a reality, and the prospect of the development of such applications framework can significantly change the face of teaching laboratories and individual exhibits, many of which would easily "travel" on home computers and desktops of students into useful products packaged. |
|
Publisher |
State institution of higher education «Kryvyi Rih National University»
|
|
Date |
2014-02-10
|
|
Type |
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion |
|
Format |
application/pdf
|
|
Identifier |
http://ccjournals.eu/ojs/index.php/e-learn/article/view/323
|
|
Source |
Теория и методика электронного обучения; Vol 3 (2012); 96-101
Теорія та методика електронного навчання; Vol 3 (2012); 96-101 Theory and methods of e-learning; Vol 3 (2012); 96-101 2309-1495 |
|
Language |
rus
|
|
Relation |
http://ccjournals.eu/ojs/index.php/e-learn/article/view/323/310
|
|
Rights |
Copyright (c) 2014 Theory and methods of e-learning
|
|