Запис Детальніше

Designing of educational Internet-resource

Журнал "Теорія та методика електронного навчання"

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Designing of educational Internet-resource
Проектирование образовательного Internet-ресурса
Проектування освітнього Internet-ресурсу
 
Creator Ольшевський, Сергій Сергійович
 
Description This article examines the main stages of the design of educational Internet-resource based on the experience of creating educational portal of Grodno State University named after Yanka Kupala: http://edu.grsu.by.
Введение. Глобальной мировой тенденцией последних десятилетий в развитии современного общества является широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий. Это приводит к необходимости корректировки всех сфер человеческой деятельности, включая и систему образования. Активизация информатизации системы образования, по мнению многих современных педагогов, должно приводить к качественным изменениям педагогической системы. Однако, в последнее время, в глобальном информационно-образовательном пространстве – пространство осуществления личностных изменений людей в образовательных целях на основе использования современных информационных технологий [1] – наблюдается рост низкокачественных и неэффективных образовательных ресурсов (не только с педагогической точки зрения, но и с технологической и организационно-правовой), что негативно сказывается на его репутации. На наш взгляд это связано с тем, процессу проектирования образовательного Internet-ресурса (ОИР – Интернет-ресурс, созданный в образовательных целях с использования современных информационных технологий) уделяется слишком мало внимания. В то время как процесс проектирования образовательного ресурса позволяет не только грамотно распределить материально-технические и кадровые ресурсы на различных этапах жизненного цикла проекта, но и избежать наиболее распространенной ошибки при создании ОИР: неправомерного переноса традиционных форм и методов обучения в глобальное информационно-образовательное пространство. В данной статье рассматриваются основные этапы проектирования образовательного Internet-ресурса, основываясь на опыте создания образовательного портала Гродненского государственного университета имени Янки Купалы: http://edu.grsu.by. Этап 1. Разработка концепции ОИР. Проектирование образовательного Internet-ресурса начинается с разработки концепции проекта. Концепция – это определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса; руководящая идея для их систематического освещении; а так же ведущий замысел в научной, технической, политической и других сферах деятельности [2–3]. Концепция ОИР определяет цель и задачи, предметную область, целевую аудиторию, организационные принципы и этапы реализации проекта по созданию образовательного Internet-ресурса, минимальный функционал, направления развития и модернизации, методики оценки результатов, подходы в обеспечении заинтересованности целевой аудитории проекта и т.д. В качестве общей цели для большинства ОИР можно рассматривать следующую: развитие предметной информационно-коммуникационно-технологической компетентности целевой аудитории (пользователей) ОИР, определяющей их готовность успешно функционировать в условиях мобильного информационного общества. Этап 2. Выбор инструментария для создания ОИР. Разработав концепцию мы можем приступить к выбору либо написанию системы управления содержимым (Content Management System, CMS – информационная система иликомпьютерная программа, используемая для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления контентом [4]) или системы управления обучением (Learning Management System, LMS – используется для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа [5]). Либо к выбору современных информационных технологий для создания образовательного Internet-ресурса (таких, например, как AdobeFlash, HTML5 и т.д.). Выбор между CMS, LMS и современными информационными технологиями либо их комбинированию, как правило, зависит от требований предъявляемых концепцией к функционалу (требования к функционалу ОИР следует разрабатывать с учетом педагогических аспектов в тесном сотрудничестве между разработчиками и педагогами) и перспективе развития ОИР. Также при выборе инструментария для создания ОИР следует учитывать описанные концепцией наличие различных категории пользователей, с возможностью разграничения права доступа к сетевому ресурсу: аутентификации и авторизации пользователя. В настоящее время наиболее распространенными из числа свободно распространяемых (LMS с открытым исходным кодом) LMS являются Joomla [6], Drupal [7], WordPress [8]. Среди же свободно распространяемых LMS с открытым исходным кодом наибольшей популярностью пользуется Moodle. Это связано с тем, что они написаны с использованием распространенного скриптового языка программирования: PHP и используют свободную систему управления базами данных MySQL. Так же следует отметить, что все вышеперечисленные CMS И LMS имеют большое количество свободно распространяемых дополнительных модулей, которые позволяют существенно расширить функционал ОИР.Среди же информационных технологий создания ОИР набирает популярность HTML5, постепенно вытесняя Adobe Flash. Это связано с тем, что в HTML5 появляется множество синтаксических особенностей, разработанных для упрощения внедрения и управления графическими и мультимедийными объектами в сети Internet. Этап 3. Техническое проектированию архитектуры ОИР. Проектирование архитектуры образовательного Internet ресурса включает в себя:– проектирование входной страницы сайта;– составление стартового перечня разделов;– построение структуры разделов в виде логичной и последовательной иерархии;– проектирование навигационных связок и перекрестных ссылок между разделами и страницами, планирование навигационных панелей.На этапе проектирования происходит моделирование предметной области учебного материала (контента) ОИР. Проектирование дидактической модели обучения, модуля, единицы модуля, учебной темы. Этап 4. Разработка дизайна ОИР и проектирование интерфейсов основных функциональных разделов. В последнее время все больше внимание стали уделять вопросам дизайна (педагогического дизайна) образовательных Internet-ресурсов. Это связано с тем, что педагогический дизайн можно определить как педагогическую технологию, обеспечивающую педагогическую эффективность учебных материалов [8]. Процесс разработки педагогического дизайна можно формально разделить на 3 этапа: – анализ (анализируются потребности в обучении с учетом особенностей целевой аудитории пользователей ОИР); – дизайн (разрабатываются эскизы, планы и кратко сформулированные дизайнерские предложения, направленные на удовлетворение потребностей в обучении и достижение запланированных результатов с учетом требований нормативно-правовых актов описывающих архитектонику и эргономику учебных материалов для обеспечения диалектической связи между содержанием образования и организационными формами процесса обучения); – оценка эффективности и корректировка.Этап 5. Выбор доменного имени ОИР. Доменное имя – символьное имя, служащее для идентификации областей – единиц административной автономии в сети Интернет – в составе вышестоящей по иерархии такой области [9]. Иными словами, доменное имя ОИР – это адрес сайта в Internet, который пользователь набираете в адресной строке браузера для обращения к образовательному ресурсу. При выборе доменного имени для ОИР следует руководствоваться нормативно-правовыми актами, регламентирующими данный аспект, и минимальным требованиями с точки зрения юзабилити (англ. usability— дословно «возможность использования», «способность быть использованным», «полезность» — понятие в микроэргономике, обозначающее итоговый уровень удобности предмета для использования в заявленных целях [11]): – доменное имя должно быть легким для запоминания и вызывать ассоциации с направленностью ОИР;– желательно, чтобы имя домена не превышало 10 символов и не содержало в себе цифр или тире [10].При этом заметим, что следует рассматривать несколько вариантов доменных имен, так как некоторые из них могут уже использоваться.Этап 6. Составление технической документации. Данный этап включает в себя составление технического описания проекта: описание характера работ, этапы, требования, бюджет и сроки выполнения проекта.Этап 7. Разработка перспективного плана развития. Данный этап включает в себя предложения о поддержке и сопровождении, план разработки новых функциональных возможностей для LMS, CMS либо их модулей.Этап 8. Анализ проекта ОИР. Данный этап позволит нам критически взглянуть на будущий образовательный Internet-ресурс и внести в соответствующие этапы коррективы [12].Заключение. Как видим из вышесказанного, этап проектирования образовательного Internet-ресурса является ключевым в проекте по созданию ОИР. Качественно выполненное проектирование позволит на этапе программной реализации проекта по созданию ОИР учесть все требования, предъявляемые современной педагогикой к такому типу образовательных ресурсов, более детально реализовать педагогический замысел. Это в свою очередь повысит качество будущего образовательного Internet-ресурса: позволит ему соответствовать образовательным стандартам и нормативно-правовым документам.
У даній статті розглядаються основні етапи проектування освітнього Internet-ресурсу, грунтуючись на досвіді створення освітнього порталу Гродненського державного університету імені Янки Купали: http://edu.grsu.by.
 
Publisher State institution of higher education «Kryvyi Rih National University»
 
Date 2014-02-11
 
Type info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion
 
Format application/pdf
 
Identifier http://ccjournals.eu/ojs/index.php/e-learn/article/view/345
 
Source Теория и методика электронного обучения; Vol 3 (2012); 245-249
Теорія та методика електронного навчання; Vol 3 (2012); 245-249
Theory and methods of e-learning; Vol 3 (2012); 245-249
2309-1495
 
Language rus
 
Relation http://ccjournals.eu/ojs/index.php/e-learn/article/view/345/332
 
Rights Copyright (c) 2014 Theory and methods of e-learning