Практика применения методических приёмов для активного изучения математических дисциплин Факторы, влияющие на мотивацию студентов к обучению
Журнал "Теорія та методика електронного навчання"
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Практика применения методических приёмов для активного изучения математических дисциплин Факторы, влияющие на мотивацию студентов к обучению
Фактори, що впливають на мотивацію студентів до навчання The factors affecting the students' motivation to learn |
|
Creator |
Скороход, Георгій Ісаакович
|
|
Description |
Уровень мотивации к обучению является основополагающим фактором, влияющим на результаты обучения.Для изучения факторов, влияющих на мотивацию студентов к обучению, нами была разработана анкета и проведено анкетирование студентов 1-5 курсов факультета прикладной математики Днепропетровского национального университета. Студенты участвовали в анкетировании добровольно, они не обязаны были указывать свою фамилию, но многие её указали. Ответы дали 60 студентов. Часть тех студентов, которые получили анкету, не приняли участие в анкетировании. Судя по ответам, откликнулись студенты, которые активны и/или хорошо занимаются. Многие студенты дали развернутые ответы, анкетирование подтолкнуло их к более глубокому осмыслению мотивов своей деятельности.Анкета«Мотивы обучения в данном вузе по данной специальности»Исходные мотивы обученияКаковы были мотивы поступления в данный вуз на данную специальность?Изменение мотивации в процессе обученияКак влияют на Вашу мотивацию к обучению следующие факторы:– степень успеха в обучении (результаты обучения)– степень удовлетворения от процесса обучения (качество преподавания, содержание курсов, … )– отношение к учебе других студентов.Считаете ли Вы, что даже при очень плохой учебе отчисление из вуза очень маловероятно? Каким образом осознание этого положения повлияло (влияет) на Вашу мотивацию к обучению?Считаете ли Вы, что даже отличная учеба (по данной специальности) не является гарантией Вашего успеха в жизни? Каким образом осознание этого положения повлияло (влияет) на Вашу мотивацию к обучению?Какие факторы в своё время (когда именно?) повысили Вашу мотивацию к обучению?Какие факторы сейчас и в дальнейшем могут существенно повысить Вашу мотивацию к обучению?Какие факторы в своё время (когда именно?) снизили Вашу мотивацию к обучению?Какие факторы сейчас и в дальнейшем могут существенно снизить Вашу мотивацию к обучению?Какие факторы не влияют на Вашу мотивацию к обучению?Какие изменения в системе образования в Украине могли бы повысить мотивацию студентов к обучению?Какие изменения в организации процесса обучения в Вашем вузе могли бы повысить мотивацию студентов к обучению?Каким образом конкретный преподаватель может повысить интерес к своему предмету?Сколь сильно влияет на интерес к предмету личность преподавателя, качества его характера (какие влияют положительно, какие отрицательно?), его поведение на занятиях и вне их?Нынешнее состояние Вашей мотивационной сферыМотивация в каким видам деятельности существует у Вас сегодня?На удовлетворение каких потребностей направлена Ваша мотивация сегодня?Краткосрочный прогноз изменения Вашей мотивационной сферыУдовлетворение каких потребностей будет превалировать в Вашей мотивации к деятельности к ближайшем будущем?Долгосрочный прогноз изменения Вашей мотивационной сферыУдовлетворение каких потребностей будет превалировать в Вашей мотивации к деятельности в отдаленной перспективе?Смысл жизниКаков, по Вашему мнению, смысл жизни? Как связан он с Вашим образованием?Как видно, вопросы в анкете сформулированы в открытой форме, студенты сами указывали факторы влияния.На выбор университета и факультета влияли следующие факторы: 1) высокий рейтинг ДНУ среди вузов города и Украины, 2) высокий рейтинг факультета прикладной математики ДНУ, популярная специальность, 3) желание стать высокооплачиваемым работником перспективной сферы – сферы компьютерных систем и технологий, 4) «желание учиться среди умных людей», 5) мнение или выбор родителей, 6) способности и наклонности, хорошее знание математики и программирования и выбор программирования как профессии.Практически все считают, что учиться нужно всю жизнь, вспоминая пословицу «Век живи, век учись».В таблицах 1, 2 приведены те основные факторы влияния, указанные в ответах, которые связаны с учёбой в университете.Таблица 1 Факторы, повышающие мотивациюФакторы, понижающие мотивациюСоциальная средаосознание необходимости образования и саморазвития, возможность применять свои знания на практике; желание иметь интересную работу, создать семью и обеспечить ей достойную жизнь; возможность выезда за границупадение ценности диплома в глазах работодателейСистема учебных курсовинтересные курсы; профессионально значимые курсыкурсы, значимость которых студентам неясна; профессионально устаревшие курсыОрганизация процесса обученияповышение размера стипендии; проведение конкурсов по предметам, даже на уровне курса; поощрение за участие в общественной жизниснижение размера стипендии; плохо составленное расписание, не учитывающее психологию восприятия новой научной информацииДля многих студентов факторов, которые не влияют на мотивацию к обучению, существенно больше, чем тех, которые влияют, поэтому они не брались указывать даже основные. С другой стороны, некоторые считают, что «таких факторов нет. Пока человек живет – он учится, а для того, чтоб мне надоело учиться, наверное, можно только перестать жить».Таблица 2Качества преподавателя повышающие мотивацию к обучениюпонижающие еёЛюбит свой предмет и владеет имНекомпетентенВдохновляет на получение знанийОтбивает охоту учитьсяИскренно желает донести свои знания и умеет это делатьБезразличен к результату обученияУмеет заинтересовать предметом, показать его полезность для профессии и его связь с другими предметами (особенно это важно на начальном этапе)Необоснованно требователен не к пониманию самого предмета, а его зубрежкеПрименяет нестандартные, эффективные методы преподаванияМонотонно, без эмоций читает лекциюУделяет существенное внимание практическим приложениям теории. Подбирает интересный дополнительный материал, примеры из жизни«Сухо» излагает теоретический материалДает интересные, творческие задания, посильные для студентовЗадания оторваны от практики и развитияОбладает ораторскими способностями. Говорит на доступном студенту языкеГоворит невнятно, скороговоркойОбязателен и ответствененНеобязателен и безответствененРовно, с пониманием относится ко всем студентамОриентирован на сильных студентовУважает студентов, заинтересован в их развитииУнижает студентов, ущемляет их праваСправедлив, объективен в оценке знанийНесправедлив в оцениванииДоброжелателен, терпим, лоялен, открыт, коммуникабелен, обладает чувством юмораВысокомерен, предвзято относится к студентамМотивация к деятельности прямо связана с осознаваемыми целями этой деятельности. В анкете вопрос был сформулирован философски – о смысле жизни. В основном, студенты заменили понятие смысла жизни (то, зачем живём) её целью (то, к чему стремимся), интуитивно понимая, что человек не может достоверно определить, зачем он пришёл в этот мир. Радует то, что их цели созидательные, соединяющие личное с общественным: «Смысл жизни заключается в самой жизни. … мы должны совершать ошибки, добиваться целей, исполнять желания, совершать добро, рожать детей, сажать деревья, покупать сумочки, кормить бездомных животных и быть ответственными, понимая, что мы не последнее поколение, которое живёт на этой Земле», «Построить дом, вырастить сына, посадить дерево, войти в историю, увидеть и познать мир, достигнуть высот в духовном развитии», «Смысл жизни в том, чтобы прожить её счастливо», «Максимальная реализация своих потенциалов», «Хотелось бы в старости понять, что достиг всего, чего мог». Есть и прямой ответ третьекурсницы, активно занимающейся не только учебой: «не знаю я каков смысл жизни … и знать не хочу, хочу просто жить: быть счастливой, здоровой и любимой».Но некоторые на философский вопрос отвечали философски: «Смыслом жизни в узком смысле этого слова является самоусовершенствование души. Ведь душе, как и телу, тоже требуется воспитание и забота. В широком же смысле слова смысл жизни вообще мы не способны понять. Люди – это как часть огромной системы, в которой вечно будет происходить движение энергии. И как только душа становится «зрелой» и способной на новые испытания, то она переходит на новую ступеньку развития. Вы можете быть несогласным со мной, но моя точка зрения по этому вопросу никогда не изменится».Достоинством приведенных результатов автор считает тот факт, что они отражают оценку реальных современных студентов, а не являются плодом теоретических размышлений. Однако, следует отметить особенность опроса именно студентов факультета прикладной математики. Она состоит в том, что большинство студентов этого факультета изначально настроены стать программистами, а программирование выделяется среди других видов профессиональной деятельности тем, что многие начинают осваивать его со школьных лет и достигают такого уровня, что в студенческие годы, иногда уже с первого курса, начинают профессионально работать. Поэтому, в отличие от студентов других специальностей, они знают из практики, что им нужно, и именно этому хотели бы научиться. Поэтому у них сильна исходная мотивация и выражена направленность на практику и изучение современных методов и средств программирования.Но программирование – столь бурно развивающаяся отрасль, что преподаватели не всегда успевают отражать эти изменения в учебных планах. Неактуальность учебных курсов многие студенты 3-5 курсов отметили, как существенный фактор снижения мотивация к обучению. Студентов, которые знают, чего хотят, и в качестве мотивов своей деятельности указывают стремление к образованию, саморазвитию, духовному совершенствованию учить непросто, но приятно.Отметим, что ни один студент не обмолвился об учёных степенях и заслугах преподавателей. В то же время было подчеркнуто, что если профессор, признанный ученый, рассказывает пусть даже о новейших достижениях своей науки невнятно, скороговоркой и как бы самому себе, то слушать его невозможно. Этот факт ещё раз показал, что научная и педагогическая деятельности различны по своей сути, и что большинство студентов, по крайней мере, в первые 2-3 года обучения, интересуют, прежде всего, педагогические способности преподавателей. Научить делать «открытия для других» в своей науке может только ученый, который такие открытия делал. Но на такой уровень можно вывести лишь нескольких студентов, способных к научной работе и желающих ею заниматься. А вот помочь большинству студентов понять и усвоить основы науки, делая «открытия для себя», может только отличный педагог, и ученая степень для этого не обязательна. Лучше бы такому педагогу защитить диссертацию в области педагогических наук.Результаты анкетирования обсуждались на заседании Днепропетровского межвузовского методологического семинара «Актуальные проблемы высшего образования», посвященном проблеме мотивации студентов к обучению. Участники семинара с сожалением констатировали, что проблема мотивации большинства современных студентов осложняется крайне низким уровнем их школьного образования, из-за чего они не способны освоить вузовские предметы, особенно, в начале обучения. А школьная привычка к инфантильности не рождает у них мотивацию к самостоятельному преодолению трудностей в учебе.
Для вивчення факторів, що впливають на мотивацію студентів до навчання, нами була розроблена анкета та проведено анкетування студентів 1-5 курсів. Проблема мотивації більшості сучасних студентів ускладнюється вкрай низьким рівнем їх шкільної освіти, через що вони не здатні освоїти вузівські предмети, особливо, на початку навчання. To study the factors affecting students' motivation to learn, we have developed a questionnaire and conducted a survey of students of 1-5 courses. The problem of motivation of the majority of modern students complicated by an extremely low level of school education, which is why they are not able to master the high school subjects, especially at the beginning of training. |
|
Publisher |
State institution of higher education «Kryvyi Rih National University»
|
|
Date |
2014-02-02
|
|
Type |
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion |
|
Format |
application/pdf
|
|
Identifier |
http://ccjournals.eu/ojs/index.php/e-learn/article/view/266
|
|
Source |
Теория и методика электронного обучения; Vol 2 (2011); 146-151
Теорія та методика електронного навчання; Vol 2 (2011); 146-151 Theory and methods of e-learning; Vol 2 (2011); 146-151 2309-1495 |
|
Language |
rus
|
|
Relation |
http://ccjournals.eu/ojs/index.php/e-learn/article/view/266/252
|
|
Rights |
Copyright (c) 2014 Theory and methods of e-learning
|
|