Запис Детальніше

Удаленное взаимодействие преподавателя и студентов с помощью web-систем управления обучением

Журнал "Теорія та методика електронного навчання"

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Удаленное взаимодействие преподавателя и студентов с помощью web-систем управления обучением
Віддалена взаємодія викладача і студентів за допомогою web-систем управління навчанням
Remote interaction of teacher and students using web learning management systems
 
Creator Меджитова, Лейля Меджитівна
 
Description С развитием информационных и телекоммуникационных технологий процесс обучения вышел из аудиторий и нашел свое отражение в сети Интернет и программных решениях, которые объединяются под названием Learning Management System (LMS) или системы управления обучением. В общем случае LMS представляет собой интегрированную платформу для создания образовательного контента, доставки учебных материалов, управления обучением. Здесь, как правило, предоставляется возможность публиковать документы, осуществлять удаленную совместную работу над проектами, общаться, организовывать он-лайн лекции, вести журналы учебных достижений студентов и т.д. Следует отметить, что кроме доставки электронного учебного материала и удаленного общения, любая система управления обучением является инструментом, помогающим собрать важные сведения о процессе обучения вообще, часто возникающих вопросах и основных трудностях студентов.Сегодня можно найти множество LMS, одни из которых представляют собой web-решения (Google OpenClass, Piazza), а другие требуют установки определенных модулей на локальном компьютере (Moodle, ILIAS, Claroline). На наш взгляд, наиболее перспективными являются web-решения, что обусловлено их доступностью (нет необходимости в установке каких-либо модулей на локальном компьютере или аренде этих моделей в облаке), простотой использования и размещением данных на серверах разработчика.Один из интересных примеров – OpenClass, которую предлагает компания Google при поддержке издательства Pearson. Система является бесплатной и привязана к существующим сервисам Google (Gmail, Google Calendar, Google Docs, GTalk). На эту особенность следует обратить отдельное внимание. Ещё до появления OpenClass комплекс сервисов Google удобно было использовать для организации удаленной работы со студентами. Например, связка «группы + Docs + календарь» представляет собой минимальный набор инструментов для организации совместной работы: рассылки, обмен электронными документами и совместное их редактирование и т.д. Сюда же можно добавить опросники, которые можно рассылать членам группы. В результате генерируется электронная таблица, куда записываются все ответы участников. На основе полученной таблицы можно произвести статистическую обработку, построить графики и диаграммы и, наконец, открыть общий доступ к просмотру результатов.Весь этот функционал интегрирован и в новый сервис OpenClass. Ссылка на этот сервис, так же как и на другие продукты Google, будет размещаться на странице почтового ящика GMAIL пользователя.В числе других функциональных особенностей виртуального класса следует отметить такие опции виртуального класса, как: силлабус (sillabus), журнал (gradebook) и совместная работа (collaborations). Опция силлабус позволяет создать страницу, содержащую программу учебного курса. Причем есть два варианта создания: текстовый редактор и загрузка готового файла в формате doc. В первом случае документ создается прямо на сайте либо в режиме дизайнера, либо в режиме редактора HTML-кода. В любом случае интерфейс понятен и удобен, пользователь не отвлекается на его особенности, а сосредоточен на создании контента.Gradebook или журнал, изображена на рис. 1, – страница, которая отображает оценки студентов класса в одном из двух режимов: overview (обзор всех результатов) и grade by assessment (результаты отдельного вида оценивания). Оценки выставляются в числовой и символьной шкалах, они также могут сопровождаться комментариями преподавателя. После того, как будут выставлены все оценки, преподаватель может просмотреть статистику проведенного измерения. Здесь автоматически определяется наилучший и наихудший результат, мода и медиана всего множества оценок, а также выстраивается график, на котором по вертикальной оси откладывается число студентов, участвовавших в измерении, а по горизонтальной оси – процент для каждого балла в диапазоне от 0 до 100.Рис. 1. Тестовый пример журнала в Google OpenClass Кроме того, преподавателю можно предоставлять и не предоставлять доступ к этим оценкам студентам виртуального класса (рис. 1).Ещё одна полезная опция – collaborations или совместная работа. Эта опция – удобное средство для организации командной работы студентов. Здесь можно создать подгруппу, члены которой обмениваются документами, доступ к которым не имеют остальные студенты виртуального класса. Эти файлы могут быть размещены на серверах Google (Google Docs) или подгружаться с локального компьютера пользователя.Как отмечается в [1], OpenClass в качестве эксперимента используется в ряде университетов и колледжей. Среди положительных характеристик этой LMS отмечается то, что она бесплатна, основана на облачных технологиях и является социальным сервисом. В настоящее время доступна только Beta-версия сервиса, которая уже сейчас привлекает к себе внимание и производит впечатление перспективного продукта.Ещё одним перспективным web-решением для построения виртуального класса является Piazza (piazza.com). Как отмечается в [2] сайт, который впервые стал использоваться на некоторых курсах университета Стэнфорд, в большей мере, чем некоторые коммерческие предложения, способствует общению и взаимодействию студентов друг с другом и с преподавателями.Как видно на рис. 2, основная рабочая область виртуального класса на Piazza разделена на две панели. Слева отображается весь перечень открытых дискуссий, заметок и опросов, которые были открыты преподавателем или студентами. Справа отображается подробное содержание выбранной заметки.Рис. 2ю Интерфейс экспериментального виртуального класса в Piazza Вообще сообщения здесь подразделяются на вопросы (question), заметки (post) и опросы (poll). Вопрос требует ответа и, пока он не будет дан, его заголовок в левой панели подсвечивается. К заметкам и вопросам можно прикреплять различные файлы, которые отображаются как вложения. Кроме того, графические файлы могут встраиваться прямо в тело сообщения и отображаться прямо на странице. Следует отметить, что при составлении тела сообщения пользователь может использовать не только HTML-разметку, но и теги LaTeX для набора математических формул или рисования таблиц. Интересной особенностью является возможность в теле сообщения создавать внутренние ссылки на другие заметки и вопросы в формате @номер_сообщения.Всем сообщениям в классе можно назначить теги для более удобной навигации. Все созданные теги отображаются на верхней панели. По клику на одном из них из всего множество вопросов и заметок в окне отображаются только те, которые помечены соответствующим образом. Кроме того, можно отобрать сообщения по таким признакам, как непрочитанные, обновленные, заархивированные и т.д.Ещё одна функциональная возможность виртуального класса – просмотр статистики активности участников. Для этого генерируется график на соответствующей странице сайта, а также текстовый файл, который загружается на локальный компьютер.Piazza, как и Open Class, является бесплатным решением, основанным на облачных технологиях и соответствует социальному характеру современных web-ресурсов.Хотелось бы также отметить бесплатное и полностью основанное на web предложение CourseSites от разработчиков известной системы управления обучением Blackboard. Blackboard Inc. является поставщиком программных систем и услуг в области электронного обучения. В настоящее время актуальной является система Blackboard Learn 9, в состав которой входят следующие модули:Blackboard Course Delivery – платформа, предназначенная для управления виртуальной обучающей средой и построения курсов дистанционного обучения;Blackboard Content Management – централизованное хранилище электронных образовательных ресурсов, позволяющее структурировать курсы и управлять доступом к ним со стороны пользователей и внешних приложений;Blackboard Community Engagement – модуль централизованного доступа к сервисам системы Blackboard Learn. В отличие от Blackboard Learn, система CourseSites является менее мощным, но доступным и бесплатным web-решением, содержащим все основные компоненты дистанционного обучения, позволяющим создать комфортные условия для виртуального класса. В справочнике [3] отмечается, что преподавателем может быть создано неограниченное количество учебных курсов, однако есть ограничение: студенты могут участвовать одновременно только в пяти из них. Кроме того есть ограничение в 500 Мб на объем материалов, которые могут храниться на сервере.Это решение предоставляет широкий спектр функциональных возможностей. Помимо размещения учебных материалов, дискуссий и ведения журнала оценок, как в вышерассмотренных системах, здесь можно организовать совместную работу в режиме on-line – Live Classroom (до 50 участников), которая включает голосовой чат, доска и обмен материалами. Отличительными особенностями CourseSites являются возможность работы с Web 2.0, а также возможности социального обучения, включая блоги, дневники и улучшенные средства групповой работы, электронные доски объявлений.Так же, как и в OpenClass, здесь можно создавать группы внутри класса. Следует отметить такую особенность, что группа может формироваться либо самими студентами, либо преподавателем. При этом в первом случае студенты могут сами добавлять самих себя в группу. Это является удобным средством для работы студентов над командными проектами.Вообще интерфейс системы, несмотря на изобилие функциональных возможностей оказывается простым и продуманным (рис. 3). Все созданные преподавателем курсы отображаются в виде вкладок на главной странице сайта, предоставляя удобное переключение между ними.Рис. 3. Основные элементы интерфейса CourseSites Основные разделы системы размещены в меню навигации по умолчанию. Однако это меню является настраиваемым и при необходимости его можно разделить на блоки и добавить собственные ссылки. Вообще внешний вид рабочей области CourseSites. В отличие от двух предыдущих продуктов, может настраиваться пользователем для создания наиболее комфортных условий работы. Для этого, например, можно изменить цветовую схему и фоновый рисунок, выбрав одну из тем в настройках LMS.Вообще система производит впечатление интересного и профессионально выполненного программного продукта, который может оказаться весьма хорошим решением для организации удаленного взаимодействия участников учебного процесса.Можно привести ещё ряд примеров web-ориентированных LMS, которые будут представлять интерес с экономической и функциональной точки зрения. Очевидно, что популярность LMS, с одной стороны, и социализация Интернет-ресурсов – с другой, приводят к появлению гибких и доступных средств организации учебного процесса, позволяющих объединить традиционное обучение с компьютерными технологиями.
У статті розглянуто ряд сучасних LMS (Learning Management System), що представляють собою web-рішення (Google OpenClass, Piazza). Вони, на наш погляд, більш перспективні, ніж LMS, що вимагають встановлення певних модулів на локальному комп'ютері (Moodle, ILIAS, Claroline).
The article presents a number of modern LMS (Learning Management System), which are web-solutions (Google OpenClass, Piazza). They are, in our opinion, more promising than the LMS, which require the installation of certain modules on the local computer (Moodle, ILIAS, Claroline).
 
Publisher State institution of higher education «Kryvyi Rih National University»
 
Date 2014-02-10
 
Type info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion
 
Format application/pdf
 
Identifier http://ccjournals.eu/ojs/index.php/e-learn/article/view/338
 
Source Теория и методика электронного обучения; Vol 3 (2012); 184-189
Теорія та методика електронного навчання; Vol 3 (2012); 184-189
Theory and methods of e-learning; Vol 3 (2012); 184-189
2309-1495
 
Language rus
 
Relation http://ccjournals.eu/ojs/index.php/e-learn/article/view/338/325
 
Rights Copyright (c) 2014 Theory and methods of e-learning