Запис Детальніше

автореферат - Психологічні чинники формування громадянської відповідальності у юнацькому віці

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/19226/
 
Title автореферат - Психологічні чинники формування громадянської відповідальності у юнацькому віці
Факторы формирования гражданской ответственности в юношеском возрасте
Psychological factors of formation civil responsibility in youthful age
 
Creator Актаєва, Маріанна Гассанівна
 
Subject Спецради Університету
 
Description Дисертаційне дослідження присвячено системному теоретико-експериментальному дослідженню психологічних чинників формування громадянської відповідальності у юнацькому віці. Визначено теоретичні підходи до вивчення громадянської відповідальності та обґрунтовано її структурні компоненти (когнітивний, емоційно-мотиваційний, поведінково-вольовий, морально-духовний), регіональні та вікові особливості (розвиток ідентичності, прагнення до саморозвитку, розвиток рефлексії), критерії та показники (громадянська обізнаність, смисложиттєві цінності, почуття впевненості та надійності, почуття довіри до громади, мотивація до дії тощо), рівні (низький, середній, високий), психологічні чинники (радикальність, дисциплінованість, гнучкість, емоційна стійкість, самостійність, самовладання, інтелект, врівноваженість, вибір життєвої позиції (конструктивної, оборонної) у юнацькому віці. Побудовано психологічну модель формування громадянської відповідальності у юнацькому віці. Розроблено, апробовано й доведено ефективність програми психолого-педагогічного супроводу з активізації впливу психологічних чинників на формування громадянської відповідальності у юнацькому віці й сформульовано психолого-педагогічні рекомендації щодо її ефективного впровадження в систему ВНЗ.
Диссертационное исследование посвящено системному теоретико-экспериментальному исследованию психологических факторов формирования гражданской ответственности в юношеском возрасте. Определены теоретические подходы (системный, аксиологический, деятельностный, структурный, личностно-ориентированный) к изучению гражданской ответственности и обоснованы ее структурные компоненты (когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенчески-волевой, морально-духовный), региональные и возрастные особенности (развитие идентичности, стремление к саморазвитию, развитие рефлексии как общего механизма действия и необходимой студентам для переосмысления своей внутренней сущности, как движение познания молодого человека себя, как оценка своих качеств и состояний), критерии и показатели (гражданская осведомленность, смысложизненные ценности, чувства уверенности и надежности, чувство доверия к обществу, мотивация к действию, воля, самостоятельность, стремление к саморазвитию и др.), уровни (низкий, средний, высокий), психологические факторы (радикальность, гибкость, эмоциональная устойчивость, самостоятельность, интеллект, уравновешенность, выбор жизненной позиции (конструктивной, оборонной) в юношеском возрасте. Представлена психологическая модель формирования гражданской ответственности в юношеском возрасте. В основу модели включены компоненты гражданской ответственности с их ключевыми характеристиками; ведущие механизмы и факторы, оказывающие влияние на каждый компонент гражданской ответственности. Разработана и экспериментально проверена эффективность программы психолого-педагогического сопровождения формирования гражданской ответственности у студентов юношеского возраста. Программа психолого-педагогического сопровождения включает психологический тренинг, направленный на формирование гражданской ответственности студентов; психологическое консультирование, направленное на поддержку студентов в процессе выявления собственной ответственности; тематический видеолекторий, в который включены научно-популярные и художественные видеофильмы, которые способствуют обогащению личностного опыта студентов в формировании гражданской ответственности; организация волонтерского мероприятия для студентов, которое практически показало сформированность гражданской ответственности. Представлены психолого-педагогические рекомендации по эффективному внедрению програмы психолого-педагогического сопровождения формирования гражданской ответственности студентов в систему высших учебных заведений.
Dissertation is devoted to theoretical and systematic experimental study of psychological factors in the formation of civil responsibility in youthful age. Determined the theoretical approaches to the study of civil liability and justified its structural components (cognitive, emotional and motivational, behavioral and volitional, moral and spiritual), regional and age-related features (identity development, the pursuit of self-development, development of reflection), criteria and indicators (civic awareness , the meaning of life values, a sense of confidence and reliability, a sense of trust in the society, the motivation for action, and others.), levels (low, medium, high), psychological factors (radicality, discipline, flexibility, emotional stability, dominance, independence, self-control, intelligence , balance, choice of position in life (structural, defense)) in adolescence. Conceptual psychological model of the formation of civil liability in older adolescence. Designed, tested and proved the effectiveness of the program of psycho-pedagogical support to strengthen the influence of psychological factors on the formation of civil liability in older adolescence and psychological and pedagogical formulated recommendations for its effective implementation in schools.
 
Date 2017
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/19226/1/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82-%D0%90%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0.pdf
Актаєва, Маріанна Гассанівна (2017) автореферат - Психологічні чинники формування громадянської відповідальності у юнацькому віці Кандидат thesis, Київський університет імені Бориса Грінченка.