Запис Детальніше

Психологічні чинники соціальної адаптації першокурсників в умовах освітнього середовища професійно-технічного навчального закладу

Електронна бібліотека НАПН України

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/707615/
 
Title Психологічні чинники соціальної адаптації першокурсників в умовах освітнього середовища професійно-технічного навчального закладу
Психологические факторы социальной адаптации первокурсников в условиях образовательной среды профессионально-технического образовательного учреждения
Psychological factors of first-year students’ social adaptation in terms of vocational institutions educational environment
 
Creator Андросович, Ксенія Анатоліївна
 
Subject 1 Philosophy. Psychology
316 Соціологія
378 Higher education. Universities. Academic study
 
Description Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук за спеціальністю 19.00.05 – соціальна психологія; психологія соціальної роботи. – Східноукраїнський національний університет імені Володимира Даля МОН України. – Сєвєродонецьк, 2015.
Дисертаційне дослідження присвячене вивченню психологічних чинників соціальної адаптації першокурсників в умовах освітнього середовища ПТНЗ. На матеріалі аналізу емпіричних даних конкретизовано сутність соціальної адаптації, як процесу і результату активного пристосування індивіда до групи, до умов соціального середовища професійно-технічного навчального закладу, до суспільних умов життя, що змінюються чи вже змінилися.
Встановлено, що психологічними чинниками успішної соціальної адаптації першокурсників в умовах освітнього середовища професійно-технічного навчального закладу є зміни показників самооцінки психічних станів (зниження рівня агресивності, тривожності, фрустрації та ригідності), міжособистісних стосунків та рівня життєвої активності учнів (зміна соціального статусу на більш сприятливий) та зміни їхнього ставлення до умов навчання в закладі освіти (організації навчально-виховного й навчально-виробничого процесу, ставлення та вплив адміністрації закладу, особливостей міжособистісних взаємин), підтримка зв’язків із близькими та рідними. Розроблено програму соціальної адаптації першокурсників в умовах освітнього середовища професійно-технічного навчального закладу та експериментально доведено її ефективність й можливість використання у навчально-виховному процесі навчального закладу.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.05 – социальная психология; психология социальной работы. – Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля МОН Украины. – Северодонецк, 2015.
Диссертационное исследование посвящено изучению психологических факторов социальной адаптации первокурсников в условиях образовательной среды ПТУ. В исследовании раскрыта сущность социальной адаптации, как процесса и результата активного приспособления индивида к группе, к условиям социальной среды ПТУ, к социальным условиям жизни, которые изменяются или уже изменились.
Определены показатели дезадаптированости первокурсников по пяти методикам, которые включают в себя определение параметров агрессивности, тревожности, фрустрации, ригидности, адаптивности, дезадаптивности, эмоционального дискомфорта, принятия себя, доминирование и т. п. Это позволяет количественно оценить уровень социальной адаптации и выделить группу дезадаптированных учащихся, которые требуют специально-организованных мероприятий по их адаптации в условиях образовательной среды ПТУ.
Основными психологическими факторами успешной социальной адаптации первокурсников в условиях образовательной среды профессионально-технического образовательного учреждения заведения являются изменения показателей самооценки психических состояний (снижение уровня агрессивности, тревожности, фрустрации и ригидности), межличностных отношений и уровня жизненной активности учащихся (изменение социального статуса на более благоприятный), изменения их отношения к условиям обучения в учебном заведении (организации учебно-воспитательного и учебно-производственного процесса, отношения и влияние администрации заведения, особенностей межличностных отношений), поддержка связей с близкими и родными.
Предложена структурно-компонентная модель социальной адаптации первокурсников в условиях ПТУ, которая отражает специфику образовательной среды этого учебного заведения и построена на подготовительном, основном, заключительном этапах.
Разработана программа повышения социальной адаптации первокурсников в условиях ПТУ направленная на формирование их активной жизненной позиции, навыков эффективного общения, самоанализа и самоконтроля, внутренней готовности к самостоятельному и осознанному планированию и обоснованному подходу к выбранной профессии и дальнейшей успешной самореализации.
Доказана эффективность программы тренинговых занятий для дезадаптированных первокурсников, в первую очередь для учащихся с социальным статусом «изолированные», «в зоне риска», «отторгнутые».
Внедрение разработанной программы социальной адаптации первокурсников в условиях образовательной среды профессионально-технического образовательного учреждения способствовало снижению показателей агрессивности, тревожности, фрустрации, ригидности; развитию способности к эффективной адаптивности, улучшило самопринятие и принятие социального окружения, повышению показателей эмоционального комфорта, общего уровеня социальной адаптации.
Dissertation for a candidate degree in psychological sciences, specialty 19.00.05 - social psychology; psychology of social work. – Volodymyr Dahl East Ukrainian National University of the Ministry of Education and Science of Ukraine. – Severodonetsk, 2015.
The dissertation research is dedicated to the study of psychological factors of first-course students’ social adaptation in terms of a vocational institutions educational environment. It was found that social adaptation is the process and the result of active adaptation of an individual to the group, to the terms of social environment of vocational schools and to social life conditions which are in the process of changing or has already changed.
The main psychological factors of successful social adaptation of first-course students in terms of vocational institution educational environment were established. They are: changes of mental states self-rating indicators (reduction of aggression, anxiety, frustration and rigidity), interpersonal relationships and level of vitality (the change of social status for more favorable) and changing attitudes to their learning conditions in educational institution (characteristics of educational and production processes organization, attitude and influence of an institution administration, special features of interpersonal relationships, the contact with relatives and friends).
The implementation of the developed program of training sessions for first-course students’ social adaptation in terms of vocational institutions educational environment contributed to lowering indicators of aggressiveness, anxiety, frustration, rigidity. It facilitated the ability to effective adaptability developing, improved acceptance of oneself and social environment, improved overall emotional state of participants. The rates of emotional comfort and the overall level of social adaptation increased.
 
Date 2015
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/707615/1/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.pdf
- Андросович, Ксенія Анатоліївна (2015) Psychological factors of first-year students’ social adaptation in terms of vocational institutions educational environment Dissertation candidate2 thesis, Східноукраїнський національний університет імені Володимира Даля.