Запис Детальніше

Система інформаційного забезпечення управління загальноосвітнім навчальним закладом

Електронна бібліотека НАПН України

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/708001/
 
Title Система інформаційного забезпечення управління загальноосвітнім навчальним закладом
Система информационного обеспечения управления общеобразовательным учебным заведением
System of Dataware in Management of General Education Establishment
 
Creator Калініна, Л.М.
 
Subject 37.07 Management aspects of educational institutions
373 Kinds of school providing general education
 
Description Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора педагогічних наук за спеціальністю 13.00.06. – «Теорія та методика управління освітою». –ДВНЗ «Університет менеджменту освіти». – м. Київ, 2008.
Дисертація репрезентує теорію та методологію управління загальноосвітніми навчальним закладом (ЗНЗ) на основі використання сучасних наукових підходів, ІКТ і технічних засобів. На основі системного аналізу розкрито сутність основних дефініцій, виокремлено сутність і специфіку інформаційної діяльності, проблеми її організації та здійснення; розкрито генезис загального менеджменту і його вплив на становлення інформаційного як нову галузь освітнього менеджменту в умовах розвитку інформаційного суспільства в Україні; визначено і конкретизовано загальну структуру принципів управління ЗНЗ, яка містить три основні групи: загальні, структурні та спеціальні – інформаційного забезпечення управління ЗНЗ, які обґрунтовані. Узагальнено характерні ознаки категорії «інформація», виділено її основні концепти та 22 категоріальні модифікації на основі атрибутивної та функціональної концепції інформації, філософії інформаційної цивілізації та низки наукових підходів; окреслено поняттєво-термінологічне коло проблеми дослідження як сукупності базових («інформація», «інформаційне забезпечення», «інформаційне управління ЗНЗ») і похідних понять; класифіковано види соціальної та управлінської інформації, розкрито їх сутність та охарактеризовані джерела інформації, що циркулюють в ЗНЗ; обґрунтовано зміст і структуру інформаційної компетентності керівників ЗНЗ і за розробленою методикою і критеріями визначено стан її сформованості. Теоретично обґрунтовані і експериментально апробовані моделі: системи інформаційного забезпечення управління ЗНЗ; факторно-критеріальна модель ефективності управління, модель джерел інформації.
Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.06. – «Теория и методика управления образованием».– ГВУЗ «Университет менеджмента образования». –г.Киев, 2008.
Диссертационная работа представляет комплексное теоретико-экспериментальное исследование в научной области информационного менеджмента в сфере образования, в которой раскрыты теория и методология информационного управления ОУЗ на основе системы информационного обеспечения управления ОУЗ, совокупности системно-кибернетического, функционального, информационного, синергетического, ситуационного, деятельностного научных подходов, универсальных принципов управления и специфичных – информационного обеспечения управления ОУЗ, факторы отбора информации, механизмы субъектно-субъектного и субъект-объектного взаимодействия в уровнево-деятельностной структуре системы управления ОУЗ и их роль в реализации приоритетных направлений национальной политики развития информационного общества в Украине.
Система информационного обеспечения ОУЗ разработана с использованием технических средств на основе теории информационного менеджмента, социальной информатики и концепции управления информационными ресурсами, представляет интегрированную информационно-управленческую систему, состоящую из следующих компонентов: целевой, субъектно-деятельностный, содержательный, технико-технологический, результативный и доказана эффективность ее функционирования на основе применения факторно-критериальной модели эффективности управления ОУЗ. С помощью метода корреляции и двухфакторного дисперсионного анализа установлена взаимосвязь между организацией информационного обеспечения управления и эффективностью управления ОУЗ, интегральными показателями эффективности управления и результативности образовательного процесса, наличием в ОУЗ информационных управленческих систем и удовлетворением информационных потребностей руководителей ОУЗ. Теоретически обосновано и раскрыто структуру, и содержание автоматизированной системы управления ОУЗ (АСУ) с использованием современных информационных сетевых технологий; технологию использования АСУ, научно-методологическое обеспечение компьютерной программы АСУ; определена и конкретизирована структура архитектура базы данных АСУ, принципы управления общеобразовательным учебным заведением (ОУЗ): общие, структурные и специальные – информационного обеспечения управления ОУЗ.
Выявлены характерные свойства категории «информация», определены ее основные концепты и 22 категориальные модификации на основе научных подходов, атрибутивной, функциональной и тезаурусной концепций информации, философии информационной цивилизации и совокупности научных подходов; обоснованы базовые понятия («информация», «информационное обеспечение управления ОУЗ», «информационное управление ОУЗ»); определен понятийно-терминологический аппарат проблемы исследования, классифицированы виды социальной, социально-педагогической и управленческой информации в ОУЗ, охарактеризованы источники информации, раскрыта сущность видов информации которые циркулируют в ОУЗ. Обоснованы содержание и структура информационной компетентности руководителя и за разработанной методикой и критериями определены уровни ее сформированности. Раскрыта сущность, специфика информационной деятельности руководителя, проблемы ее организации и реализации; разработана базовая составляющая повышения квалификации руководителей ОУЗ в институте последипломного педагогического образования на научных основах теории информационного менеджмента и комплект ее учебно-методичного обеспечения.
Определена структура организации информационного обеспечения ОУЗ как процедуры и этапы работы руководителей с информационными потоками; разработана и проведена апробация комплекса методик для оценивания уровней эффективности управления ОУЗ, организации информационного обеспечения управления ОУЗ, уровней определения информационной компетентности руководителя, алгоритм определения и технология статистической обработки значений коэффициента эффективности управления ОУЗ.
Thesis for a Doctor's degree in Pedagogical Sciences in speciality 13.00.06. – «Theory and Methodology of Management of Education». – University of Management of Education.– Kyiv, 2008.
The thesis is devoted to theory and methodology of management of general education establishments on the grounds of the use of modern scientific approaches, ICT and hardware.
On the basis of system analysis, the essence of main definitions is exposed, the core and specificity of informational activity, problems of its organization and realization are clearly recognized; genesis of general management and its influence on informational environment as a new branch of educational management in the development of informational environment in Ukraine is uncovered; the general structure of management principles in general education establishments is defined and specified, including three main groups of dataware of general education establishments management: general, structural and special ones, which are well grounded. Characteristic features of the category «information» are generalized, its principle concepts and 22 categorical modifications are singled out on the grounds of attributive and functional conception of information, philosophy of informational civilization and a number of scientific approaches; conceptual terminological circle of the problem of research is denoted in the form of the aggregate of basic («information», «dataware», «dataware of management of establishments of general education») and derived notions; types of social and managerial information are classified, their essence is shown and sources of information which circulate in establishments of general education are characterized; the matter and structure of informational competence of the managers of general education establishments are substantiated and according to the devised methodology, the state of its formation are determined. Such models as the systems of dataware in management of general education establishments; factor-criteria model of management effectiveness, the model of sources of information are theoretically validated and experimentally approved
 
Date 2008
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/708001/1/Avtor_Doktor_Kalinina_LM_2008r_9_09_2017.pdf
- Калініна, Л.М. (2008) System of Dataware in Management of General Education Establishment Masters thesis, Державний вищий навчальний заклад «Університет менеджменту освіти».