Запис Детальніше

Індивідуально-психологічні особливості сприймання літературного тексту

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/20255/
 
Title Індивідуально-психологічні особливості сприймання літературного тексту
Individually-Psychological Peculiarities of Literary Text Perception
Индивидуально-психологические особенности восприятия литературного текста
 
Creator Литвиненко, Олена Олександрівна
 
Subject Спецради у інших ВНЗ
 
Description Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук за спеціальністю 19.00.01 – загальна психологія, історія психології. – Київський національний університет імені Тараса Шевченка МОН України. – Київ, 2014.
Дисертацію присвячено проблемі індивідуально-психологічних детермінант сприймання літературного тексту. Робота містить теоретичне обґрунтування, методичні засади та результати емпіричного дослідження цієї проблеми.
Встановлено, що процес сприймання літературного тексту включає такі структурні елементи, як читацька спрямованість (суб’єктна, акціональна та емоційна) та тип роботи людини з літературним текстом (аналітичний, формалізований, інтуїтивний та глибинний). Операціоналізовано поняття «індивідуально-психологічні особливості сприймання літературного тексту». Визначено, що до них належать риси читача та фактори читацької спрямованості (позитивної оцінки опису життєвого шляху, почуттів, роздумів та природи, а також фактори рефлексії сюжету і складності тексту). Поглиблено уявлення про компоненти взаємодії людини з літературним текстом (когнітивний, афективний та конативний). Домінування певного компоненту в процесі сприймання тексту визначається індивідуально-психологічними особливостями людини. Доведено, що з урахуванням факторів спрямованості кожного читача літературних текстів можна віднести до одного з семи типів: активного; інертного; пасивного; мисленнєвого; дієвого; натуралістичного (високого рівня) та натуралістичного (низького рівня). Розроблено й впроваджено програму «Управління сприйманням літературних текстів», спрямовану на підвищення ефективності даного процесу. В ході апробації доведено, що дотримання основних принципів програми дозволяє розробляти та підбирати тексти з урахуванням індивідуально-психологічних особливостей представників цільової аудиторії, що, своєю чергою, підвищує ефективність сприймання.
Dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences in specialty 19.00.01 – General Psychology, History of Psychology. – Taras Shevchenko National University of Kyiv of the MES of Ukraine, Kyiv, 2014.
The dissertation is dedicated to the problem of individually-psychological determinants of literary text perception. The paper contains the theoretical substantiation, methodical principles and the results of the empirical research of the problem in question.
The nature and characteristics of literary text perception are described in the dissertation. The research allowed to identify the components of literary text perception, namely the reader orientation (subjective, actional and emotional) and the type of person’s interaction with the text (analytical, formal, intuitive and profound). The concept of "individual psychological peculiarities of the literary text perception" is reveled. These peculiarities include personal features and the reader's orientation factors (complexity of the text, plot reflection, a positive assessment of biographies, feelings, thoughts and nature description). The idea of a three-component structure of literary text perception, including cognitive, affective and connotative components is confirmed and expanded. It is proved that, considering individual psychological characteristics, each reader of literary texts can be assigned to one of seven types: active, inert, passive, thinking, doing, naturalistic (high level), naturalistic (low level). Knowing to which readers-type belongs a person, the psychologist can assume, how effectively hi will perceive different texts. The program "Managing the Literary Texts Perception" is developed and implemented.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 – общая психология, история психологии. – Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко МОН Украины. – Киев, 2014.
В диссертации исследуется проблема индивидуально-психологических детерминант восприятия литературного текста. Работа включает теоретическое обоснование, методические принципы и результаты эмпирического исследования данной проблемы.
Установлено, что процесс восприятия литературного текста включает такие структурные элементы, как читательская направленность (субъектная, акциональная и эмоциональная) и тип работы человека с текстом (аналитический, формализованный, интуитивный и глубинный). Операционализировано понятие «индивидуально-психологические особенности восприятия литературного текста». Определено, что к ним относятся факторы читательской направленности (позитивной оценки описания жизненного пути, чувств, размышлений, и природы, а также факторы рефлексии сюжета и сложности текста). Выделенные факторы связаны с личностными чертами читателей и определяют специфику, динамику, модальность и эффективность восприятия литературного текста.
Подтверждена и дополнена концепция трехкомпонентной структуры восприятия литературного текста, включающая когнитивный, аффективный и конативный компоненты. Установлено, что когнитивный компонент включает в себя две независимых составляющих: факторы когнитивной содержательности и сложности. Эмпирически доказана зависимость ведущего компонента восприятия текста от индивидуально-психологических особенностей читателя. Чертами, которые наиболее интенсивно определяют специфику восприятия литературного текста, являются чувствительность и самоконтроль. Влияние на данный процесс таких черт, как интеллектуальность, мечтательность, тревожность, утонченность и пр. является менее интенсивным, но также значимым.
Доказано, что с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого читателя литературных текстов можно отнести к одному из семи типов: активному, инертному, пассивному, мыслительному, деятельному, натуралистичному (высокого уровня), натуралистичному (низкого уровня). Зная, к какому из представленных типов относится человек, можно предположить, каким образом и насколько эффективно он будет воспринимать разнообразные тексты.
Разработана структурно-прогностическая модель восприятия литературного текста, описывающая особенности взаимодействия читателя с текстами разной содержательной наполненности. На основе представленных в модели закономерностей создана и внедрена в практику программа «Управление восприятием литературных текстов». Программа предусматривает развитие навыков оптимизации восприятия текстовой информации с учетом индивидуально-психологических особенностей читателей. В ходе апробации доказано, что учет основных принципов программы позволяет разрабатывать и подбирать тексты с учетом индивидуально-психологических особенностей представителей целевой аудитории, что, в свою очередь, повышает эффективность восприятия.
 
Date 2014-11-28
 
Type Автореферат дисертації
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/20255/1/O_Lytvynenko_Avtoref_2014_IL.pdf
Литвиненко, Олена Олександрівна (2014) Індивідуально-психологічні особливості сприймання літературного тексту Кандидат thesis, Київський національний університет імені Тараса Шевченка.