Запис Детальніше

Особливості бухгалтерського обліку розрахунків з покупцями в умовах застосування програм лояльності

Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://elibrary.kubg.edu.ua/20523/
http://www.visnyk-ekon.uzhnu.edu.ua
 
Title Особливості бухгалтерського обліку розрахунків з покупцями в умовах застосування програм лояльності
Features of accounting settlements with customers in conditions of application of loyalty programs
Особенности бухгалтерского учета расчетов с покупателями в условиях применения программ лояльности
 
Creator Соболєва-Терещенко, Олена Анатоліївна
 
Subject Фахові (входять до переліку фахових, затверджений МОН)
 
Description У статті викладені результати дослідження особливостей відображення у бухгалтерському обліку
розрахунків з покупцями в торгівлі при застосуванні програм лояльності. Авторами представлено
загальну класифікацію програм лояльності, виходячи з потреб їх правильної оцінки в обліку, узагальнено
і згруповано зміст і можливі варіанти застосування сучасних інструментів програм лояльності в
залежності від бази їх нарахування, способу вираження та форми надання. В статті розглянуто і
систематизовано переваги і недоліки дисконтних програм, програм бонусів і програм винагород, які
можуть виникнути в результаті застосування дисконтів, поворотних знижок (ребейтів),
відшкодувань, бонусів або інших видів винагород. В результаті досліджень авторами узагальнено
особливості обліку програм лояльності, запропоновано до використання спеціальні рахунки з обліку їх
доходів і витрат в торгівлі, а також викладені перспективи подальших досліджень з даної
проблематики з огляду впровадження МСБО.
The article reflects the results of research on different approaches to the reflection features of accounting of settlements with buyers in trade with the application of loyalty programs. The authors analyzed the main actual definitions of various sources on the scientific interpretation of the concept of "loyalty program". Based on the authors research, general classify of loyalty programs is presented, which based on the needs of their correct evaluation in account. The authors suggest to classification loyalty programs that depend on type of prospectively or retrospectively reflection in the accounting, such as: discount programs, bonuses programs and awards programs. So, the authors grouped the contents and possible variations of modern tools of loyalty programs depending on the basis of calculation, the way of expression, and the form of provision. The authors examined and systematized the advantages and disadvantages of discount programs, bonuses programs and awards programs, which can arise, for example, as a result of discounts, rebates, refunds, bonuses or other similar awards. So, in the opinion of the authors, the discounts, bonuses, cash-backs and other awards must have account for as a separate component of the sale transaction. Where consideration is paid as cash-back or as bonuses, seller and buyer must have adjusted for the time value of money. In this way the authors offer the practical decision is available where the interval between transfer of the goods and payment by the customer expect to be less than 12 months. In this case, authors recommend to implementation specific accounts, such as: «Incomes of future periods from the loyalty program», «Expenses of future periods for loyalty programs» and «Missed bonuses and discounts». In conclusion, the authors generalize the main features of accounting for loyalty programs and outline the prospects for further research on this issue
В статье изложены результаты исследований различных подходов к отражению особенностей учета расчетов с покупателями, в торговле с применением программ лояльности. Авторами были проанализированы основные актуальные определения различных источников по научному толкованию понятия «программы лояльности». На основе этих исследований представлена общая классификация программ лояльности, которая основывается на потребностях их правильной оценки в бухгалтерском учете. Авторами предложено классифицировать программы лояльности в зависимости от типа перспективного или ретроспективного отражения в бухгалтерском учете, на: дисконтные программы, программы бонусов и программы вознаграждений. Также, авторами обобщено и сгруппировано содержание, и возможные варианты применения современных инструментов программ лояльности в зависимости от их базы начисления, способа выражения, и формы предоставления. Авторами рассмотрены и систематизированы преимущества и недостатки дисконтных программ, программ бонусов и программ вознаграждений, которые могут возникнуть, например, в результате применения дисконтов, возвратных скидок, возмещений, бонусов или других подобных вознаграждений. Таким образом, по мнению авторов, скидки, бонусы, денежные средства и другие вознаграждения покупателей должны учитываться как отдельный компонент сделки купли-продажи. При этом, если вознаграждение выплачивается как возврат денег или в виде обмена бонусов, покупатель и продавец должны корректировать временную стоимость денег. Авторами предложено практическое решение этого, если промежуток между передачей товара и его оплатой клиентом составляет менее 12 месяцев. В этом случае авторы рекомендуют использовать специальные счета, такие как: «Доходы будущих периодов от программы лояльности», «Расходы будущих периодов по программам лояльности» и «Упущенные бонусы и скидки». В заключение авторами обобщены особенности учета программ лояльности и изложены перспективы дальнейших исследований по данной проблематике.
 
Publisher Ужгородський національний університет
 
Date 2017-10
 
Type Стаття
PeerReviewed
 
Format text
 
Language ru
 
Identifier http://elibrary.kubg.edu.ua/20523/1/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%96%20%D0%91%D0%9E%20%D1%80%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%85%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%96%D0%B2%20%D0%B2%20%D1%83%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%85%20%D0%BB%D0%BE%D1%8F%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%96%20%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%94%D0%B2%D0%B0%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20%D0%96%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%96%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf
Соболєва-Терещенко, Олена Анатоліївна (2017) Особливості бухгалтерського обліку розрахунків з покупцями в умовах застосування програм лояльності Фаховий науковий журнал «Науковий вісник Ужгородського університету. Серія «Економіка», 2017 Випуск 2(50), 2(50). с. 325-332. ISSN 2409-6857; 2415-735X