Запис Детальніше

Управління розвитком професійної компетентності молодого вчителя загальноосвітнього навчального закладу

Електронна бібліотека НАПН України

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/707962/
 
Title Управління розвитком професійної компетентності молодого вчителя загальноосвітнього навчального закладу
Управление развитием профессиональной компетентности молодого учителя общеобразовательного учебного заведения
Management of development of a young teacher professional competence at compulsory school
 
Creator Онаць, Олена Миколаївна
 
Subject 37.01 Fundamentals of education. Theory. Policy etc.
373 Kinds of school providing general education
378 Higher education. Universities. Academic study
 
Description Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук за спеціальністю 13.00.01 – загальна педагогіка та історія педагогіки. – Інститут педагогіки АПН України, Київ, 2006.
Дисертація присвячена проблемі управління розвитком професійної компетентності молодого вчителя загальноосвітнього навчального закладу. Визначено сутність змістовного ядра та складових компонентів поняття “професійна компетентність молодого вчителя”, конкретизовано і поглиблено визначення понять „розвиток професійної компетентності молодого вчителя” та „управління розвитком професійної компетентності молодого вчителя”. Розроблено текстову нормативну модель професійної компетентності молодого вчителя, структурно-функціональну модель управління розвитком та механізм управління супроводу розвитком професійної компетентності молодого вчителя (оптимального поєднання науково-методичної підтримки та адміністративного контролю і моніторингу), методику діагностування стану сформованості професійної компетентності молодого вчителя.
Основні результати роботи впроваджувалися у систему роботи загальноосвітніх навчальних закладів України, управлінь і відділів освіти, науково-методичних центрів та інститутів післядипломної педагогічної освіти різних регіонів України, Асоціації керівників шкіл України.
Диссертация на соискание научной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01. – общая педагогика и история педагогики - Институт педагогики АПН Украины, Киев, 2006.
Диссертация посвящена проблеме управления развитием профессиональной компетентности молодого учителя общеобразовательного учебного заведения. Проанализировано состояние разработки проблемы в психолого-педагогической, социологической, методической литературе и практике. Определено сущность ядра и составляющих компонентов понятия “профессиональная компетентность молодого учителя”, уточнено определение понятий “развитие профессиональной компетентности молодого учителя” и “управление развитием профессиональной компетентности молодого учителя”.
Научно обосновано содержание и структуру профессиональной компетентности молодого учителя общеобразовательного учебного заведения, представленного в разработанной текстовой нормативной модели, структурно представленной когнитивным, процессуально-операционным и личностно- рефлексивным компонентами, как предмета саморазвития и управления.
Разработано, теоретически обосновано и экспериментально проверено структурно-функциональную модель управления развитием профессиональной компетентности молодого учителя общеобразовательного учебного заведения и механизм управленческого сопровождения развития, который состоит из научно-методической поддержки, административного контроля и мониторинга. В модели отражены: социально-педагогические требования к профессиональной деятельности молодого учителя, цель и принципы управления развитием профессиональной компетентности молодого учителя, определены субъекты управления, содержание профессиональной компетентности молодого учителя (когнитивный процессуально-операционный и личностно-рефлексивный компоненты), содержание управления развитием, которое реализуется через механизм управления и блоки развития: целевой, диагностический, технологический, научно-методический, результативно-оценочный, организационно-корригирующий. Определено содержание каждого блока. „Поле развития” профессиональной компетентности молодого учителя представлено по горизонтали, „поле управления” – по вертикали. Все составляющие модели взаимодействуют между собой.
Разработано и экспериментально проверено методику диагностирования состояния сформированности профессиональной компетентности молодого учителя (критерии, показатели и уровни). Рассмотрены принципы организации работы с молодыми учителями, принципы управления развитием профессиональной компетентности, освещены инновационные формы и методы научно-методической работы. Теоретически обосновано систему разноуровневой научно-методической работы с молодыми учителями, разработано концептуальные подходи профессионального саморазвития молодого учителя (задачи, научные подходы, принципы, методы, профессионально важные знания умения, качества, критерии оценивания).
Создано образовательный информационный ресурс – Web-сайт для дистанционной помощи молодому учителю. Разработано должностную инструкцию молодого учителя общеобразовательного учебного заведения (на основании нормативно-правовых документов); разработано и экспериментально проверено методику наблюдения психологических процессов на уроке и технологии психолого-педагогического наблюдения уроков по учебным предметам; разработаны методические рекомендации для руководителей школ по управлению развитием профессиональной компетентности молодых учителей.
Эффективность управления развитием профессиональной компетентности молодого учителя и механизма управленческого сопровождения подтверждены педагогическим экспериментом.
Основные результаты работы внедрялись в систему работы общеобразовательных учебных заведений Украины, управлений и отделов образования, научно-методических центров и институтов последипломного педагогического образования разных регионов Украины, Ассоциации руководителей школ Украины.
Dissertation on getting a scientific candidate degree in Pedagogics in speciality 13.00.01.  general pedagogics and the history of pedagogics  Ukrainian Pedagogics Institute APS, Kyiv, 2006.
Dissertation is dedicated to the problem compulsory school. A complete analysis of a stage of elaborating the problem in psychological  pedagogical, sociological, methodical literature and practice has been made. Contents of the core and components of the definition "a young teacher professional competence", author's definition of the term development of a young teacher professional competence", " management of development of a young teacher professional competence" are given. Textual norm model of a young teacher professional competence, structural model of development of a young teacher professional competence and mechanism of managing accompaniment of development are worked out. Innovative forms and methods of scientific-methodical work are enlighted. The Web-site to help young teachers through Ukraine was worked out.
Main results of work were put into practice system in compulsory schools in Ukraine in Educational Board and regional method’s centre, in Postgraduate Education Institute, Regional Management of Education and Science, City Governing and Scientific-Methodical Centre, Ukrainen School Heads Association.
 
Date 2006
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/707962/1/ONO_AFToref_26_08_06.pdf
- Онаць, Олена Миколаївна (2006) Management of development of a young teacher professional competence at compulsory school Dissertation candidate2 thesis, Інститут педагогіки.