Запис Детальніше

Психологічні особливості сприймання студентами творів сучасного живопису

Електронна бібліотека НАПН України

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/710122/
 
Title Психологічні особливості сприймання студентами творів сучасного живопису
Психологические особенности восприятия студентами произведений современной живописи
Psychological peculiarities of modern paintings perception by students
 
Creator Кокарєва, М. В.
 
Subject 1 Philosophy. Psychology
 
Description У дисертації розглядаються психологічні особливості сприймання студентами творів сучасного живопису. Робота містить теоретичне обґрунтування, методичні засади та результати експериментального дослідження цієї проблеми.
На основі аналізу провідних теоретичних підходів до розуміння процесу сприймання загалом та зокрема сприймання творів живопису в психології, визначено, що при дослідженні художнього сприймання для визначення його психологічних особливостей необхідно враховувати як характеристики картини, так й індивідуально-психологічні особливості сприймаючого.
Сприймання творів живопису розглядається як взаємодія оцінки художніх ознак картин та власної творчості суб’єкта. Виявлено, що художні ознаки картини є проявами застосування митцем мисленнєвих дій аналогізування, комбінування та реконструювання в художньому образі, розпізнавання яких глядачем є вагомим аспектом сприймання творів живопису.
Визначено психологічні особливості художнього сприймання студентами творів сучасного живопису, які характеризують його генезис. Розроблено програму активізації змін у сприйманні студентами творів живопису, наведені результати її застосування.
Диссертация посвящена анализу психологических особенностей восприятия студентами произведений современной живописи. Работа содержит теоретическое обоснование, методологические принципы и результаты экспериментального исследования данной проблемы.
На основе анализа ведущих теоретических подходов к пониманию процесса восприятия, в общем, и в частности восприятия произведений живописи в психологии, определено, что в исследовании художественного восприятия для нахождения его психологических особенностей необходимо учитывать как характеристики картин, так и индивидуально-психологические особенности воспринимающего.
Восприятие произведений живописи рассматривается как взаимодействие оценки художественных признаков картины и собственного творчества субъекта. Установлено, что художественные признаки картины являются проявлениями использования художником мыслительных действий аналогизирования, комбинирования и реконструирования в художественном образе, распознавание которых воспринимающим составляет важный аспект восприятия произведений живописи.
Определены психологические особенности художественного восприятия студентами произведений современной живописи, которые характеризуют его генезис. Изменения в восприятии студентами произведений современной живописи проявляются в тенденциях: 1) к понижению оценки художественных признаков картин; 2) к углублению содержания восприятия картин; 3) к увеличению художественного наполнения восприятия; 4) к повышению согласованности между художественным восприятием и творческими характеристиками личности студентов. Такие личностные творческие характеристики, как риск, любознательность, сложность и воображение определяют готовность студентов к проявлению собственного творчества при восприятии картин. Их согласованность с оценкой художественных признаков позволяет воспринимать картину творчески, и в то же время, не оторвано от свойственных ей характеристик.
Разработана программа активизации изменений в восприятии студентами произведений живописи, представлены результаты ее применения. На основе результатов диссертационного исследования разработаны практические рекомендации психологам и преподавателям высших учебных заведений по их применению в процессе обучения как студентов специальности «изобразительное искусство», так и других специальностей.
This dissertation focuses on the analysis of the psychological peculiarities of modern paintings perception by students. The work contains theoretical justification, methodological principles and results of the experimental research of this problem.
Grounding on analysis of leading theoretical approaches to the psychological understanding of perception in general, and particularly paintings perception, is defined that in studying of artistic perception to describe its psychological features it is necessary to take into consideration characteristics of a painting and individual-psychological features of perceptive.
Paintings perception is considered as interaction of painting artistic features appraisal and personal creativity of perceptive. It is exposed, that painting artistic features display the artist’s cognitive operations in the image, recognition of which by perceptive is an important aspect of paintings perception.
The research reveals psychological peculiarities of modern paintings artistic perception by students that shows its genesis. The program for activation of changes in paintings artistic perception by students is developed, the results of its application are presented.
 
Date 2013
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/710122/1/%D0%94%D0%98%D0%A1%D0%A1%D0%95%D0%A0%D0%A2%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF%20%D0%9A%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0.pdf
- Кокарєва, М. В. (2013) Psychological peculiarities of modern paintings perception by students Dissertation candidate thesis, Інститут психології імені Г.С. Костюка.