Формування готовності до академічної мобільності у студентів вищого технічного навчального закладу
Електронний науковий архів Науково-технічної бібліотеки Національного університету "Львівська політехніка"
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Формування готовності до академічної мобільності у студентів вищого технічного навчального закладу
Формирование готовности к академической мобильности у студентов высшего технического учебного заведения Formation of academic mobility readiness of students of higher technical educational establishment |
|
Creator |
Триндюк, Валентина Анатоліївна
|
|
Subject |
академічна мобільність
соціальна мобільність професійна готовність професійно-знаннєва готовність соціально-психологічна готовність іншомовно-комунікативна готовність готовність до академічної мобільності академическая мобильность социальная мобильность профессиональная готовность профессионально-знаниевая готовность социально-психологическая готовность иноязычно-коммуникативная готовность готовность к академической мобильности academic mobility social mobility professional readiness professional and knowledge readiness social and psychological readiness foreign language communicative readiness readiness for academic mobility |
|
Description |
У дисертації подано результати теоретико-експериментального дослідження формування готовності до академічної мобільності у студентів вищих технічних навчальних закладів. Обґрунтовано зміст і структуру феномена академічна мобільність, професійно-знаннєва готовність, соціально-психологічна готовність, іншомовно-комунікативна готовність, готовність до академічної мобільності. Академічна мобільність трактовано як інтегративна особистісну якість. Визначено компоненти готовності до академічної мобільності у студентів вищого технічного навчального закладу, враховуючи предметну специфіку їхньої професійної діяльності та сучасні вимоги, які ставить професійне співтовариство до процесу підготовки інженерів: мотиваційний, когнітивно-комунікативний, особистісно-діяльнісний. Виокремлено комплекс взаємозалежних і взаємозв’язаних критеріїв: спонукально-цільовий, інформативно-комунікаційний, процесуально-поведінковий. Педагогічні умови формування готовності до академічної мобільності у студентів вищого технічного навчального закладу розглянуто в дослідженні як сукупність чинників, що забезпечують ефективну організацію освітнього процесу. Визначено показники, рівні (низький, задовільний, достатній) сформованості готовності до академічної мобільності у студентів вищих технічних навчальних закладів. Розроблено модель формування готовності до академічної мобільності у студентів вищого технічного навчального закладу як є цілісної системи, орієнтованої на єдність мети і завдань і спрямованої на реалізацію педагогічних умов формування готовності до академічної мобільності. Методика формування готовності до академічної мобільності у студентів вищого технічного навчального закладу передбачає реалізацію визначених та обґрунтованих педагогічних умов формування готовності до академічної мобільності у студентів вищого технічного навчального закладу. В диссертации представлены результаты теоретико-экспериментального исследования формирования готовности к академической мобильности у студентов высших технических учебных заведений. Выяснено, что академическая мобильность – это интегративное личностное качество, которое формируется у студентов в процессе обучения в высшем техническом учебном заведении и характеризует их способность и готовность адаптироваться, меняться и преобразовывать себя и окружающую среду, проектировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты. Выявлено, что готовность будущих инженеров к академической мобильности включает в себя профессиональную подготовку (профессионально-знаниевая готовность), языковую подготовку (иноязычно-коммуникативная готовность) и сложившуюся систему личностных качеств, мотивов, установок, умений как составляющих социально-психологической готовности. Определены компоненты готовности у студентов высшего технического учебного заведения к академической мобильности, учитывая предметную специфику их профессиональной деятельности и современные требования, которые предъявляет профессиональное сообщество к процессу подготовки инженеров: мотивационный, когнитивно-коммуникативный, личностно-деятельностный. Выделен комплекс взаимозависимых и взаимосвязанных критериев: побудительно-целевой, информационно-коммуникационный, процессуально-поведенческий. Педагогические условия формирования готовности студентов высшего технического учебного заведения к академической мобильности рассмотрены в исследовании как совокупность факторов, обеспечивающих эффективную организацию образовательного процесса. К педагогическим условиям отнесены: формирование мотивации будущих инженеров к планированию и участию в реализации академической мобильности, положительного эмоционального отношения к учебной и профессиональной деятельности; усиление коммуникативной направленности процесса овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для эффективной иноязычной коммуникации; актуализация междисциплинарных связей гуманитарных, технических и специальных циклов дисциплин в формировании общекультурной компетентности будущего инженера; обеспечение личностно-развивающей образовательной среды обучения с учетом общественных потребностей, личностных профессиональных запросов студентов высшего технического учебного заведения. Определены показатели, уровни (низкий, удовлетворительный, достаточный) сформированности готовности к академической мобильности студентов высших технических учебных заведений. Разработана модель формирования готовности студентов высшего технического учебного заведения к академической мобильности, которая является целостной системой, ориентированной на единство цели и задач, реализацию научных подходов (системного, личностно-ориентированного, междисциплинарного, субъектно-деятельностного, интегративного, компетентностного, конструктивного), направленной на реализацию педагогических условий формирования готовности студентов к академической мобильности. Модель представлена взаимосвязанными блоками (целевым, содержательно-процессуальным и результативным) и учитывает факторы (индивидуально-психологические свойства студентов; субъект-субъектное взаимодействие; интеграцию учебной, научной и инновационной деятельности), влияющие на реализацию задач формирования готовности студентов к академической мобильности, стоящих перед высшим техническим учебным заведением. Методика формирования готовности к академической мобильности у студентов высшего технического учебного заведения предполагает реализацию определенных и обоснованных педагогических условий; создание особой культурной среды обучения и воспитания, что связано с духовно-нравственным, культурно-эстетическим насыщением содержания всего педагогического процесса; использования в процессе изучения иностранных языков (в частности, немецкого языка), нестандартных форм организации учебно-воспитательной работы, интерактивных методов обучения и воспитания с учетом специфических принципов мыслительной активности, индивидуализации, функциональности, ситуативности, новизны. Разработанная методика способствует формированию у будущих инженеров устойчивых мотивационных установок, механизмов саморегуляции и самоорганизации. The thesis represents the results of theoretical and experimental research of students’ academic mobility readiness formation in higher technical educational establishments. The essence and content of students’ academic mobility are revealed with taking into account modern requirements of professional community to the process of engineers’ training. The essence of the concept academic mobility has been clarified. It is considered to be an integrative personal quality that is formed in the learning process of higher technical educational institution and characterizes persons’ ability and willingness to adapt, to change and transform themselves and the environment to design and implement individual educational routes. The content and structure of the phenomenon, professional and knowledge readiness, social and psychological readiness, foreign language communicative readiness, readiness for academic mobility as integrative personal new formation is substantiated. Motivated, cognitive and communicative, personal activity components are identified as components of students’ academic mobility readiness. The complex of interdependent and interrelated criteria is distinguished: incentive and targeting, informative and communicative, procedural and behavioral. Criteria, indexes, levels of students’ academic mobility readiness formed in higher technical educational establishments are determined. Pedagogical conditions of formation of students’ academic mobility readiness in higher technical educational establishments are discussed as a set of factors providing the effective organization of the educational process. The method of students’ academic mobility readiness formation in higher technical educational establishments is substantiated and experimentally tested.
|
|
Date |
2017-06-06T11:53:54Z
2017-06-06T11:53:54Z 2017 |
|
Type |
Autoreferat
|
|
Identifier |
Триндюк В. А. Формування готовності до академічної мобільності у студентів вищого технічного навчального закладу : дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук : 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти / Валентина Анатоліївна Триндюк ; Міністерство освіти і науки України, Cхідноєвропейський національний університет імені Лесі Українки. – Луцьк, 2017. – 273 c. – Бібліографія: с. 210–236 (278 назва).
http://ena.lp.edu.ua:8080/handle/ntb/38267 |
|
Language |
ua
|
|
Format |
application/pdf
application/pdf application/pdf application/pdf |
|
Publisher |
Cхідноєвропейський національний університет імені Лесі Українки
|
|
Source |
http://lp.edu.ua/research/disscoun/k-3505224/tryndyuk-valentyna-anatoliyivna
|
|