Розвиток поняттєвого мислення підлітків у процесі інтернет-спілкування
Електронна бібліотека НАПН України
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Relation |
http://lib.iitta.gov.ua/704993/
|
|
Title |
Розвиток поняттєвого мислення підлітків у процесі інтернет-спілкування
Развитие понятийного мышления подростков в процессе интернет-общения Development of teenagers’ conceptual thinking in the Internet communication |
|
Creator |
Зінченко, О.В.
|
|
Subject |
1 Philosophy. Psychology
304 Social questions. Social practice. Cultural practice. Way of life (Lebensweise) |
|
Description |
У дисертації досліджено розвиток поняттєвого мислення підлітків у мережевому спілкуванні. Проаналізовано теоретичні джерела з проблеми поняттєвого мислення підлітків, інтернет-спілкування як психологічний феномен і специфіку його впливу на пізнавальну сферу особистості. У контексті проектувально-технологічної парадигми теоретично обґрунтовано можливість організації формувального впливу на словесно-логічні структури підлітка з використанням елементів мережевої комунікації. Розглянуто особливості інтелектуального тренінгу як виду навчання. Емпірично досліджено динаміку операційно-логічної структури поняттєвого мислення у підлітковому віці (аналізу, узагальнення, абстрагування, класифікації, логічності умовиводів), встановлено особливості її трансформації й ступінь інтеграції. З’ясовано зміни основних характеристик інтернет-спілкування підлітків – значущості, тематики, інтенсивності, використання експресивних засобів. На основі факторного аналізу виокремлено основні групи мотивів користування Інтернетом в інтервалі 13–15 років. Досліджено зв’язок розвитку операцій поняттєвого мислення з показниками інтернет-спілкування, у результаті встановлено відсутність значущих кореляцій за більшістю змінних. На основі аналізу теоретичних джерел та результатів констатувального експерименту розроблено та реалізовано комбінований тренінг поняттєвого мислення підлітків, що передбачав поєднання безпосередньої взаємодії та інтернет-комунікації у соціальній мережі. Ефективність формувального впливу доведено на основі діагностичної перевірки та використання критеріальних задач. Диссертация посвящена исследованию развития понятийного мышления подростков в сетевом общении. Проанализированы теоретические источники по проблеме понятийного мышления подростков, интернет-общение как психологический феномен и специфика его влияния на познавательную сферу личности. Определены этапы формирования понятий в онтогенезе, связь понятийного мышления с обучением, основные отечественные и зарубежные точки зрения на проблему развития словесно-логических познавательных форм. Описаны базовые подходы к объяснению феномена интернет-общения в психологии, его специфические черты и классификационные системы. Проанализированы различные аспекты влияния (положительные и отрицательные) интернет-коммуникации на когнитивную сферу личности, которые проявляются в таких явлениях, как клиповое и сетевое мышление, когнитивная растерянность. В контексте проектировочно-технологической парадигмы теоретически обоснована возможность организации формирующего влияния на словесно-логические структуры подростка с использованием элементов сетевой коммуникации. Рассмотрены особенности интеллектуального тренинга как вида обучения. Эмпирически исследована динамика операционно-логической структуры понятийного мышления в подростковом возрасте (анализа, обобщения, абстрагирования, классификации, логичности умозаключений), установлены особенности ее трансформации, степень интеграции, наличие статистически значимых различий между результатами в разных возрастных промежутках. Выяснены изменения основных характеристик интернет-общения, а также степень их интеграции втечение подросткового возраста (значимость, тематика, интенсивность, использование экспрессивных средств и сетевого жаргона, особенности репрезентации, меры открытости). На основе факторного анализа выделены основные группы мотивов пользования Интернетом в интервале 13–15 лет. Определено, что в исследуемом возрастном промежутке происходит постепенная дифференциация основных побудительных тенденций интернет-активности. Проведено исследование связи развития операций понятийного мышления с показателями интернет-общения. Коэффициенты значимой корреляции зафиксированы между использованием мультимедийных средств в сетевой коммуникации и развитием операций понятийного обобщения и абстрагирования. На основе анализа теоретических источников и результатов констатирующего эксперимента разработан и реализован комбинированный тренинг понятийного мышления подростков, предусматривающий сочетание непосредственного взаимодействия и интернет-коммуникации в социальной сети (спроектирован по принципу технологии blended learning). Теоретическими основами этого тренинга стали основные положения проектировочно-технологической парадигмы (проектирование системы воздействий, желаемого результата и модели ученика), базовые представления об организационной структуре тренинга, анализ классических дидактических принципов и психологических механизмов обучения. В ходе осуществления тренинговой программы выделен ряд особенностей понятийного мышления подростков: определение бытовых понятий через перечень признаков и суждения без чёткого алгоритма; сравнение понятий осуществлялось через конкретизацию функционального назначения в примерах, перечень признаков сходства и различия, отнесение к определенному роду; трудности в лаконичности и точности словесных формулировок участников; подросткам легче было решать задачи с конкретными понятиями, чем с абстрактными; поиск видовых понятий осуществлялся менее проблемно, чем родовых. Кроме того, при проведении сетевой части тренинга наблюдались аналогичные тенденции, но существенным отличием была минимизация словесного объема в выполнении заданий. Эффективность проведенного формирующего влияния доказана на основе диагностической проверки (вычисления критерия Стьюдента для зависимых выборок) и использования критериальных задач. Dissertation is dedicated to development of adolescents’ conceptual thinking in network communication. Analysis of theoretical sources connected with problems of teenagers’ conceptual thinking, Internet communication as a psychological phenomenon and specificity of its effect on the personality’s cognitive sphere is done. Possibility of managing forming impact on teenager’s verbal and logical structures with using elements of the network communication is theoretically proved in the context of designing and technological paradigm. Features of intellectual training as a form of studying are considered. Dynamics of the operating structure of conceptual thinking in adolescence is empirically investigated (analysis, generalization, abstraction, classification, logical reasoning) – peculiarities of its transformation and extent of integration are disclosed. Changes of the basic characteristics of teenagers’ Internet communication are found – significance, subjects, intensity, use of expressive means. Based on factor analysis main groups of motives of Internet using in the range of 13 – 15 years are revealed. Research of connection between development of conceptual thinking operations with online communication indicators is conducted, which showed absence of significant correlations for majority of variables. Based on the analysis of theoretical sources and results of the ascertaining experiment blended training of adolscents’ conceptual thinking is developed and implemented, which involved a combination of direct interaction and online communication in social networks. Efficiency of the committed formative influence is proved on the basis of diagnostic testing and using criteria tasks. |
|
Date |
2016
|
|
Type |
Thesis
NonPeerReviewed |
|
Format |
text
text text |
|
Language |
uk
uk uk |
|
Rights |
cc_by_nc_nd
|
|
Identifier |
http://lib.iitta.gov.ua/704993/1/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D1%96%D1%8F_%D0%97%D1%96%D0%BD%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20%D0%9E.%20%D0%92.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/704993/2/%D0%92%D1%96%D0%B4%D0%B3%D1%83%D0%BA_%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D1%94%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf http://lib.iitta.gov.ua/704993/3/%D0%92%D0%86%D0%94%D0%93%D0%A3%D0%9A%20%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D1%96%D0%BD.pdf - Зінченко, О.В. (2016) Development of teenagers’ conceptual thinking in the Internet communication Dissertation candidate thesis, Інститут психології імені Г.С. Костюка. |
|