Запис Детальніше

Виховання емоційно-ціннісного ставлення до природи у дітей старшого дошкільного віку

Електронна бібліотека НАПН України

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/708122/
 
Title Виховання емоційно-ціннісного ставлення до природи у дітей старшого дошкільного віку
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
Upbringing of emotional and valuable attitude to the nature of children of elder preschool age
 
Creator Маршицька, В.В.
 
Subject 37.01 Fundamentals of education. Theory. Policy etc.
 
Description Дисертацію присвячено питанням виховання емоційно-ціннісного ставлення до природи у дітей старшого дошкільного віку. Розроблено та експериментально перевірено особистісно орієнтовану технологію виховання емоційно-ціннісного ставлення до природи у дітей старшого дошкільного віку; визначено його критерії, показники, етапи, засоби виховного впливу.
Доведено, що ефективність експериментальної технології виховання емоційно-ціннісного ставлення до природи у старших дошкільників забезпечується єдністю впливу на інтелектуальну, емоційну та діяльнісну сфери особистості і здійснюється поетапно через розширення потреб і мотивів взаємодії з природою та формування особистого досвіду емоційно-ціннісного ставлення до природи.
В исследовании на основе базовых критериев и методики определения сформированности эмоционально-ценностного отношения к природе, которой предусмотрено выполнение серии заданий на выяснение интеллектуальных, ценностных, деятельных проявлений при взаимодействии с природой, выделены качественные характеристики типов эмоционально-ценностного отношения старших дошкольников к природе: положительно-активного, положительно-пассивного, нейтрального, отрицательного.Результаты анкетирования воспитателей, родителей и данные констатирующего эксперимента свидетельствуют, что у детей старшего дошкольного возраста возможно сформировать положительное эмоционально-ценностное отношение к природе. При этом в учебно-воспитательном процессе дошкольного возраста природа, преимущественно, используется как средство умственного, эстетического развития; воспитание у детей положительного отношения к природе недостаточно поддерживается семьей. Установленные противоречия между потенциальными возможностями детей старшего дошкольного возраста и состоянием воспитательной практики свидетельствуют о необходимости разработки научно обоснованной личностно ориентированной технологии воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаемая технология базируется на принципах личностно ориентированного воспитания. Специфические принципы технологии воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе обусловлены сущностью этого отношения и его особенностями у детей исследуемого возраста. В соответствии с психологическим механизмом воспитания исследуемого качества личности технология состоит из двух этапов: коррекции потребностей, эмоций, мотивов; формирование у детей собственного опыта эмоционально-ценностного отношения к природе. На каждом этапе применяются соответствующие воспитательные средства: на первом – игровые задания, тренинги на формирование эмоционального влечения, интереса, склонности к взаимодействию с природными объектами; социально-моральные задачи экологического содержания; на втором – экологические проекты.
Dissertation focuses on the issues of upbringing of emotional and valuable attitude to the nature of children of elder preschool age. The techniques for upbringing of emotional and valuable attitude to the nature of children of elder preschool age were developed and experimentally proved; criteria, indicators, stages and means of educational impact were revealed.
The efficiency of experimental techniques for upbringing of emotional and valuable attitude to the nature of children of elder preschool age is proved to be ensured by observing the following conditions: simultaneous impact on the intellectual, emotional and activity aspects of an individual; extended needs and motives to interact with nature.
 
Date 2002
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/708122/1/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D1%86%D1%8C%D0%BA%D0%B0%20%D0%92.%D0%92..pdf
- Маршицька, В.В. (orcid.org/0000-0002-7072-8844 <http://orcid.org/0000-0002-7072-8844>) (2002) Upbringing of emotional and valuable attitude to the nature of children of elder preschool age Dissertation candidate2 thesis, Інститут проблем виховання.