Синтетическая обучающая среда: особенности проектирования
Електронна бібліотека НАПН України
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Relation |
http://lib.iitta.gov.ua/711936/
https://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/2427/1385 |
|
Title |
Синтетическая обучающая среда: особенности проектирования
Cинтетичне навчальне середовище: особливості проектування Synthetic learning environment: design features |
|
Creator |
Попечителев, Евгений Парфирович
Буров, О.Ю. |
|
Subject |
001.89 Organization of science and scientific work
004.5 Human-computer interaction. Man-machine interface. User interface. User environment 37.09 Organization of instruction |
|
Description |
В статье рассмотрены вопросы трансформации обучения при переходе от привычной материально-объектной среды к обучению в цифровой синтетической среде. Обращается внимание на то, что сегодня учащиеся отдают предпочтение онлайн и смешанному обучению, в которых взаимодействие человека с техническими средствами обучения не только создает новые возможности, но и требует согласования их взаимодействия. Приводится краткая характеристика основных особенностей обучения с использованием новых технологических возможностей с выделением таких его аспектов как виртуальная и дополненная реальность, а также использование игро-ориентированных технологий с акцентом на рефлексивных играх. Проведен анализ изменений свойств новой обучающей среды с позиций биотехтоники, развивающей принципы согласования возможностей человека с техническими системами (учета человеческого фактора) в условиях цифровой обучающей среды, в которой человек переносится в новое интерактивное пространство с помощью устройств, отражающих сигналы в его сенсорных органах и устройствах, воспринимающих различные действия. Предложены варианты технологий обучения на новых принципах, позволяющих повысить качество усвоения учебного материала. Отмечается, что основой создания сложных синтетических учебных сред являются биотехнические системы, в которых предусмотрены разнообразные средства управления содержанием изображений для моделей этих сред как со стороны исследователя, так и со стороны обучающегося человека. Предлагается расширить понятие «биотехническая система» включением в неё так называемых «биотехнических технологий», что становится особенно актуальным в цифровом мире. Отличие этого типа технологий заключается в том, что среди технологических операций, включаемых в них, большое значение должно уделяться операциям, которые связаны с обеспечением безопасности работы и созданию оптимальных условий жизне- и трудовой деятельности человека. При этом человек взаимодействует главным образом с информационными технологиями, с информацией и знаниями, воздействующими на него, а не с материальными предметами, и в процессе управления, и в процессе изучения внешнего мира с целью его эффективного использования.
У статті розглянуті питання трансформації навчання при переході від звичного матеріально-об'єктного середовища до навчання в цифровому синтетичному середовищі. Звертається увага на те, що сьогодні учні віддають перевагу онлайн і змішаному навчанню, в яких взаємодія людини з технічними засобами навчання не тільки створює нові можливості, а й вимагає узгодження їх взаємодії. Наводиться коротка характеристика основних особливостей навчання з використанням нових технологічних можливостей з виділенням таких його аспектів як віртуальна і доповнена реальність, а також використання ігро-орієнтованих технологій з акцентом на рефлексивних іграх. Проведено аналіз змін властивостей нового навчального середовища з позицій біотехтонікі, яка розвиває принципи узгодження можливостей людини з технічними системами (урахування людського чинника) в умовах цифрового навчального середовища, в якому людина переноситься в новий інтерактивний простір за допомогою пристроїв, що передають сигнали до її сенсорних органів, і пристроїв, що реалізують її різні дії. Запропоновано варіанти технологій навчання на нових принципах, які дозволяють підвищити якість засвоєння навчального матеріалу. Відзначається, що основою створення складних синтетичних навчальних середовищ є біотехнічні системи, в яких передбачені різноманітні засоби управління вмістом зображень для моделей цих середовищ як з боку дослідника, так і з боку того, хто навчається. Пропонується розширити поняття «біотехнічна система» включенням в неї так званих «біотехнічних технологій», що стає особливо актуальним в цифровому світі. Відмінність цього типу технологій полягає в тому, що серед технологічних операцій, що включаються в неї, велике значення має приділятися операціям, які пов'язані з забезпеченням безпеки роботи і створення оптимальних умов життє- і трудової діяльності людини. При цьому людина взаємодіє головним чином з інформаційними технологіями, з інформацією та знаннями, що впливають на неї, а не з матеріальними предметами, і в процесі управління, і в процесі вивчення зовнішнього світу з метою його ефективного використання. The article discusses the transformation of teaching in the transition from traditional material-object environment to learning in a digital synthetic environment. Attention is paid to the fact that, to date, students prefer online and mixed learning, in which human interaction with technical training tools creates not only new opportunities, but also requires the coordination of their interaction. A brief description of the main features of training usage of new technological capabilities is given, with emphasis on such aspects as virtual and augmented reality, as well as the use of game-oriented technologies with an emphasis on reflexive games. The analysis of the changes in the properties of the new learning environment is given from the standpoint of biotechnology, developing the principles of harmonizing human capabilities with technical systems (accounting for the human factor) in a digital learning environment, in which a person is transferred to a new interactive space using devices that reflect signals in his/her sensory organs, and devices that perceive different actions. The variants of teaching technologies on new principles are offered, which allow to improve the quality of mastering the educational material. It is noted that the basis for the creation of complex synthetic learning environments are biotechnical systems, which a variety of means for controlling the content of images for the models of these environments are provided in, both by a researcher and a student. It is proposed to extend the concept of "biotechnical system" by including so-called "biotechnical technologies" in it, which becomes especially relevant in the digital world. The difference between these types of technologies is in the fact that great importance should be given to operations that are associated with ensuring the safety of work and creating optimal conditions for the life and work of a person. At the same time, the person interacts primarily with information technologies, with information and knowledge affecting him, but not with material objects, in both the process of management, and the process of studying the outside world for the purpose of its effective use. |
|
Publisher |
ІІТЗН НАПН України
|
|
Date |
2018
|
|
Type |
Article
PeerReviewed |
|
Format |
text
|
|
Language |
uk
|
|
Identifier |
http://lib.iitta.gov.ua/711936/2/2427-10872-1-PB.pdf
- Попечителев, Евгений Парфирович (orcid.org/0000-0003-4141-8393 <http://orcid.org/0000-0003-4141-8393>) and Буров, О.Ю. (orcid.org/0000-0003-0733-1120 <http://orcid.org/0000-0003-0733-1120>) (2018) Synthetic learning environment: design features Інформаційні технології і засоби навчання, 4 (66). pp. 1-13. ISSN 2076-8184 |
|