Розвиток професійної вокальної освіти в Україні (кінець ХІХ – початок ХХ ст.)
Електронна бібліотека НАПН України
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Relation |
http://lib.iitta.gov.ua/712096/
|
|
Title |
Розвиток професійної вокальної освіти в Україні (кінець ХІХ – початок ХХ ст.)
The Development of Professional Vocal Education in Ukraine (the end of the XIX – the beginning of the XX century) Развитие профессионального вокального образования в Украине (конец ХІХ – начало ХХ ст.) |
|
Creator |
Грищенко, Ю.В.
|
|
Subject |
37.09 Organization of instruction
374 Education and training out of school. Further education 7 The Arts. Recreation. Entertainment. Architecture. |
|
Description |
Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук за спеціальністю 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти. – Інститут педагогічної освіти і освіти дорослих НАПН України, Київ, 2011. Дисертація присвячена історико-педагогічному аналізу становлення і розвитку професійної вокальної освіти в Україні в кінці ХІХ – на початку ХХ століття. На основі вивчення архівних документів та наукової літератури визначено суспільно-політичні та соціально-культурні чинники й передумови становлення і розвитку вокальної освіти в Україні досліджуваного періоду. Розкрито зміст, форми і методи вокальної освіти у навчальних закладах різних рівнів і типів, визначено та науково узагальнено прогресивний історичний педагогічний досвід, окреслено перспективи його використання на сучасному етапі розвитку національної освіти. До наукового обігу введено архівні матеріали, урядові документи, які досить повно відтворюють історичні умови та основні етапи становлення професійної вокальної освіти, схарактеризовано педагогічні ідеї видатних діячів культури та мистецтва досліджуваного періоду. За результатами дисертаційного дослідження розроблено методичні рекомендації для викладачів і студентів вищих навчальних закладів культури і мистецтва, інститутів мистецтв та музично-педагогічних факультетів вищих педагогічних навчальних закладів щодо використання прогресивних ідей історичного досвіду загальної і професійної вокальної освіти в Україні в кінці ХІХ – на початку ХХ століття. Основні положення дисертації можуть бути використані у практичній музично-педагогічній діяльності сучасної середньої та вищої школи під час викладання мистецьких дисциплін, а також у процесі підготовки підручників і методичних посібників з історії розвитку музичної освіти в Україні. Thesis on gaining the scientific degree of a candidate of pedagogical sciences in speciality 13.00.04 – theory and methods of professional training. – The Institute of Pedagogical Education and Adult Education at the Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Kyiv, 2011. The thesis is devoted to the historical and pedagogical analysis of formation and development of professional vocal education in Ukraine at the end of the XIX – the beginning of the XX century. On the basis of analysis of archive documents and scientific literature the social-political and social-cultural reasons and pre-conditions of formation and development of vocal education in Ukraine of the period studied are defined. The content, forms and methods of vocal education in educational establishments of different levels and types are exposed; the progressive historical pedagogical experience is defined and generalized; the perspectives of its usage at the modern level of formation of national education are studied. Unknown before archive documents are introduced into scientific circulation as well as the government documents representing the historical conditions and main stages of formation of professional vocal education; the pedagogical ideas of prominent art and culture workers of the period studied are characterized. The methodical recommendations for teachers and students of higher musical and musical-pedagogical educational establishments for using the progressive historical experience of national education of Ukraine at the end of the XIX – the beginning of the XX century at the modern stage of formation of national education are worked out. The main principals of the thesis can be used in the practical musical and pedagogical activity of the modern secondary and higher schools while teaching art disciplines as well as while the process of working out of textbooks and manuals on the history of musical education in Ukraine. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 – теория и методика профессионального образования. – Институт педагогического образования и образования взрослых НАПН Украины, Киев, 2011. Диссертация посвящена историко-педагогическому анализу становления и развития профессионального вокального образования в Украине в конце ХІХ – в начале ХХ века. Особое внимание сконцентрировано на исследовании развития образования в основных культурных и экономических центрах Украины данного периода – Киева, Одессы и Харькова. На основе изучения архивных документальных и литературных источников определены общественно-политические и социально-культурные факторы и предпосылки становления и развития вокального образования в Украине. Раскрыто содержание, формы и методы вокального образования в учебных заведениях разных уровней и типов, изучен и научно обобщен прогрессивный исторический педагогический опыт, определены перспективы его использования на современном этапе перестройки национального образования. В научный обиход введены архивные материалы, правительственные документы, которые отображают исторические условия и основные этапы становления профессионального вокального образования, охарактеризованы педагогические идеи выдающихся деятелей культуры и искусства исследуемого периода. В ходе научного поиска выявлено, что конец ХІХ – начало ХХ в. стал переломным в формировании национальной системы вокального образования. Музыкальное образование становится неотъемлемой частью общего образования. Среди разнообразных форм и средств музыкально-эстетичного воспитания молодежи хоровое церковное пение занимает ведущее место. Общеобразовательные учебные заведения становятся источником выявления и расцвета музыкальных талантов. Достаточно высокий уровень вокально-хоровой подготовки учащихся позволял им в последующем продолжать учебу в специальных музыкальных учебных заведениях. Все это способствовало повышению уровня общей музыкальной культуры общества. Установлено, что система вокального образования в Украине в конце ХІХ – начале ХХ в. включала четыре направления: общая вокально-хоровая подготовка (школы, училища, гимназии, частные пансионы); вокально-хоровое образование педагогов (учительские семинарии, институты, курсы, Высшие педагогические женские курсы); специальное вокальное образование (музыкальные школы, курсы, частные специальные музыкальные заведения, Музыкально-драматическая школа Н. Лысенко), профессиональное вокальное образование (музыкальные училища, оперные студии, консерватории). Определены ведущие тенденции развития вокального образования в исследуемый период, а также на современном этапе развития музыкального образования на основе обобщения результатов изучения историко-педагогических источников и современных научных трудов по проблеме профессиональной вокальной и вокально-хоровой подготовки специалистов в отрасли музыкального искусства. По результатам диссертационного исследования разработаны методические рекомендации для преподавателей и студентов высших учебных заведений культуры и искусства, институтов искусств и музыкально-педагогических факультетов высших педагогических учебных заведений относительно использования прогрессивных идей исторического опыта общего и профессионального вокального образования в Украине в конце ХІХ – в начале ХХ века. Основные положения диссертации могут быть использованы в практической музыкально-педагогической деятельности современной средней и высшей школы в ходе преподавания художественных дисциплин, а также в процессе подготовки учебников и методических пособий по истории развития музыкального образования в Украине. |
|
Date |
2011
|
|
Type |
Thesis
NonPeerReviewed |
|
Format |
text
|
|
Language |
uk
|
|
Identifier |
http://lib.iitta.gov.ua/712096/1/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%20%D0%93%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%2024.08.11-converted.pdf
- Грищенко, Ю.В. (orcid.org/0000-0002-9822-9668 <http://orcid.org/0000-0002-9822-9668>) (2011) The Development of Professional Vocal Education in Ukraine (the end of the XIX – the beginning of the XX century) Dissertation candidate2 thesis, Інституту педагогічної освіти і освіти дорослих. |
|