Запис Детальніше

Моделі і методи адаптивного керування параметрами руху засобів рейкового транспорту.

eaDNURT - the electronic archive of the Dnepropetrovsk National University of Railway Transport

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Моделі і методи адаптивного керування параметрами руху засобів рейкового транспорту.
Модели и методы адаптивного управления параметрами движения средств рельсового транспорта.
The models and methods of the adaptive control on the motion parameters of the railway transport means.
 
Creator Панченко, Сергій Володимирович
Панченко, Сергей Владимирович
Panchenko, Sergiy V.
 
Subject автоматизована система керування засобами рейкового транспорту
графік руху поїздів
адаптивний контур керування рухомою одиницею
автоматизированная система управления средствами
рельсового транспорта
график движения поездов
адаптивный контур управления подвижной единицей
automatized control system
adaptive circuit
rolling stock control
 
Description Панченко , С. В.
Моделі і методи адаптивного керування параметрами руху засобів рейкового транспорту : Авт. дис. д-ра т. н. : 05.22.20 / С. В. Панченко . - Д., 2010.
АНОТАЦІЯ
Панченко С.В. Моделі і методи адаптивного керування параметрами
руху засобів рейкового транспорту.Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора технічних наук за
спеціальністю 05.22.20 – експлуатація та ремонт засобів транспорту;
Українська державна академія залізничного транспорту; Харків, 2009.
У дисертації на основі системного підходу розроблено перспективну
концепцію синтезу автоматизованих систем керування рухомими одиницями
рейкового транспорту залізниць для автоматизованого ведення графіка руху
РїРѕС—Р·РґС–РІ.
На основі нових розширень чітких та нечітких мереж Петрі
запропоновано комплекс логіко – динамічних моделей диспетчерських
підсистем, які враховують нечіткі збурення зовнішнього середовища. Ці моделі
дозволяють прогнозувати процес формування керуючих дій щодо швидкості та
підвищити оперативність їх введення в контури керування.
Запропоновані методи і процедури побудови контурів нижнього рівня
систем керування рухомими одиницями. Ці методи на відміну від існуючих
реалізують режим динамічної адаптації. Такий режим реалізовано шляхом
поточного обчислення у реальному часі критерію оптимізації та параметрів
настроювання регуляторів.РђРќРќРћРўРђР¦Р?РЇ
Панченко С.В. Модели и методы адаптивного управления параметрами
движения средств рельсового транспорта.
Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук по
специальности 05.22.20 – эксплуатация и ремонт средств транспорта;
Украинская государственная академия железнодорожного транспорта; Харьков,
2009.
В диссертации на основе системного подхода разработана перспективная
концепция синтеза автоматизированных систем управления подвижными
единицами рельсового транспорта железных дорог для автоматизированного
ведения графика движения железнодорожных поездов. Такая система должна
представлять собой иерархическую структуру, состоящую из диспетчерских
подсистем (средний уровень) и контуров непосредственного управления
рельсовыми средствами железнодорожного транспорта (нижний уровень).
Впервые на основе обоснованных критериев оптимизации (оперативность
принятия решений с уверенностью в правильности их принятия; минимум
интеграла модуля куба ошибки сигналов; максимальная степень устойчивости)
предложены методы построения адаптивных подсистем и контуров управления
средствами рельсового транспорта железных дорог для повышения
стабильности поддержания их скорости.
Разработаны новые расширения четких и нечетких сетей Петри путем
введения квазидвунаправленных дуг и различных нечетких переходов,
совокупность которых позволила создать модели логико – динамических
(диспетчерских) подсистем и обеспечить упрощение моделей от 15 до 50 %.
Учтена особенность подвижных единиц, состоящая в распределенности
их параметров (масса, запаздывание) вдоль поезда. Показано, что модель
объекта – подвижной единицы, описываемая уравнениями в частных
производных, может быть представлена динамической моделью с
эквивалентным запаздыванием.
Разработан метод адаптивной фильтрации сигналов, которые
обрабатываются в контурах управления скоростью, на основе определения
текущих оценок характеристик сигналов и помех. В отличие от классических
методов предложенный метод не требует накопления информации о
статистических характеристиках сигналов и помех. Путем текущего вычисления
отношения уровней сигнал/помеха этот метод позволяет в режиме динамической
адаптации непрерывно подстраивать основной параметр адаптивного фильтра –
постоянную времени.
Усовершенствован критерий оптимизации для синтеза адаптивного
фильтра, который характеризует превышение оценкой мощности выходного
сигнала фильтра мощности составляющей выходного сигнала, вызванного
помехой. Это позволяет более эффективно подавлять помеховую
составляющую в выходном сигнале.
Для контуров управления скоростью рельсовых подвижных единиц,
которые содержат адаптивные фильтры и адаптивные регуляторы, разработана
процедура синтеза их параметров на основе предложенной динамической
адаптации параметров.
Впервые разработана универсальная модель адаптивного
помехоустойчивого контура управления, который функционирует в режиме
динамической адаптации. Выполнено исследование динамики процессов,
которое подтвердило полученные теоретические результаты. Показано, что
использование критерия максимальной степени устойчивости обеспечивает
получение близких к апериодическим процессов при изменении характеристик
помех и параметров подвижных единиц в широких пределах. Это даст
возможность при реализации перспективных контуров управления скоростью
средств рельсового транспорта железных дорог повысить участковую скорость
поездов.ABSTRACT
Panchenko S. V. The models and methods of the adaptive control on the
motion parameters of the railway transport means.
The dissertation on competition of a scientific degree of the doctor of technical
sciences on a specialty 05.22.20 – exploitation and repair of transport means;
Ukrainian state academy of the railway transport; Kharkov, 2009.
On the basis of system approach it was developed the perspective conception of
automatized systems synthesis of rolling stock control for automatized conduct of a
schedule for railway movement.
System of logical - dynamic models of controller subsystems which take into
account fuzzy perturbations of environment was proposed on the basis of modern
extension of fuzzy Petri nets. These models make it possible to predict the processes
of rolling stock control and improve the efficiency, when introducing them to control
circuits.
Methods and procedures of construction of lower level circuits for rolling stock
control systems are proposed. These methods realize the condition of dynamical
adaptation, as distinguished from the existent ones. Such condition is represented by
current calculation of optimization criterion and regulator tuning parameters in the
course of real time.
 
Date 2010-12-06T07:09:10Z
2010-12-06T07:09:10Z
2010
 
Type Other
 
Identifier УДК 656.225
http://hdl.handle.net/123456789/106
 
Language other
 
Publisher Видавництво УкрДАЗТу