Запис Детальніше

Підвищення ефективності вантажних перевезень у залізничному вузлі за рахунок вибору раціонального розподілу поїздопотоків по ділянкам вузла

eaDNURT - the electronic archive of the Dnepropetrovsk National University of Railway Transport

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Підвищення ефективності вантажних перевезень у залізничному вузлі за рахунок вибору раціонального розподілу поїздопотоків по ділянкам вузла
Повышение эффективности грузовых перевозок в железнодорожном узле за счет выбора рационального распределения поездопотоков по участкам узла.
Increasing the efficiency of the freight transportation in the railway junction by means of the rational distribution of the trainflows on the lines of the junction.
 
Creator Чибісов, Юрій Віталійович
Чибисов, Юрий Витальевич
Chibisov, Yuriy V.
 
Subject залізничний вузол
железнодорожный узел
railway junction
потоки поїздів
потоки поездов
train flows
векторна оптимізація
векторная оптимизация
vector optimization
 
Description Чибісов, Ю. В.
Підвищення ефективності вантажних перевезень у залізничному вузлі за рахунок вибору раціонального розподілу поїздопотоків по ділянкам вузла: авт. дис. к. т. н.: 05.22.01 / Ю. В. Чибісов. - Д. : Дніпропетр. нац. ун-т залізничного транспорту ім. акад. А Лазаряна, 2012
UK: АНОТАЦІЯ Дисертація присвячена питанням удосконалення технології вантажних перевезень у залізничному вузлі за рахунок визначення оптимальних значень величини поїздопотоку по кожному маршруту.
Вперше задача вибору раціональних маршрутів пропуску поїздів у залізничному вузлі представлена як багатокритеріальна задача векторної оптимізації; розроблено алгоритм її вирішення.
Встановлено параметри вхідного поїздопотоку для поїздів різних категорій та вперше отримано диференційні функції розподілу кількості поїздів по категоріях для Дніпропетровського залізничного вузла. Також отримана залежність тривалості пропуску вантажних поїздів різної ваги та обсягу механічної роботи від довжини пробігу поїздів.
Розроблено модель для визначення раціональних маршрутів руху заданого поїздопотоку для будь-якої конфігурації залізничної мережі на основі векторної оптимізації.
Вперше встановлено величину раціонального заповнення головного ходу Дніпропетровського залізничного вузла та математично обґрунтовано метод вибору раціонального розподілу поїздопотоку у межах вузла, який забезпечує одночасно мінімальний час слідування поїздів та мінімально можливі витрати механічної роботи.
Дістала подальший розвиток функціональна модель залізничних ліній, яка була використана для визначення впливу завантаженості ділянок залізничного вузла на показники руху поїздів. Удосконалено методику розрахунків експлуатаційних витрат, пов’язаних з пропуском поїздів. Отримані математично обґрунтовані рекомендації щодо вибору оптимальних маршрутів пропуску вантажних поїздів у залізничному вузлі.
RU: РђРќРќРћРўРђР¦Р?РЇ Диссертация посвящена вопросам усовершенствования технологии грузовых перевозок РІ железнодорожном узле Р·Р° счет определения оптимальных значений величины поездопотока РїРѕ каждому маршруту.
Впервые задача выбора рациональных маршрутов пропуска поездов в железнодорожном узле формализована и представлена как многокритериальная задача векторной оптимизации, разработан алгоритм её решения.
Определены параметры входящего поездопотока для поездов разных категорий и впервые получены дифференциальные функции распределения количества поездов по категориям для Днепропетровского железнодорожного узла. Анализ параметров грузового поездопотока показал, что среднесуточное количество грузовых поездов в течение года имеет периодический характер и меняется с коэффициентом вариации 0,1–0,2 в обоих направлениях. Определены законы и параметры распределения поездов в потоке. Выяснилось, что интервалы между поездами имеют показательное распределение. Выполнен анализ распределения случайной величины веса поездов брутто в узле. Математическое ожидание веса брутто поезда составило 4052,4 т, а среднеквадратическое отклонение 1132,5 т. Также получена зависимость времени пропуска грузовых поездов разной массы и объёма механической работы от пройденного расстояния.
Впервые разработан математический алгоритм и универсальная модель для определения рациональных маршрутов движения существующего поездопотока для любой конфигурации железнодорожной сети на основе векторной оптимизации. В качестве критериев оптимальности выбраны время хода поездов по маршруту и затраты механической работы на пропуск поездов. В диссертации модель железнодорожного узла формализована в виде мультиграфа, что позволило учесть характеристики перегонов между станциями. В решении поставленной задачи использован метод Парето.
Определена величина рационального заполнения главного хода Днепропетровского железнодорожного узла и математически обоснован метод выбора рационального распределения поездопотока в пределах узла, который обеспечивает одновременно минимальное время следования поездов и минимально возможные затраты механической работы.
Получила дальнейшее развитие функциональная модель железнодорожных линий, которая была использована для определения влияния загрузки участков железнодорожного узла на показатели движения поездов. Усовершенствована методика расчета эксплуатационных расходов, связанных с пропуском поездов. Получены математически обоснованные рекомендации по выбору оптимальных маршрутов пропуска поездов в железнодорожном узле.
Разработанная методика позволяет формализовать принятие решения по выбору оптимального маршрута следования конкретного поезда в зависимости от уровня загрузки железнодорожной линии и может быть использована поездными диспетчерами во время предельного использования пропускной способности линий. С экономической точки зрения это поможет уменьшить эксплуатационные расходы, связанные с пропуском поездов.
EN: THE SUMMARY The thesis is dedicated to the problem of the improvement of the freight transportation technology in the railway junction by means of the determining the optimal amount of the trainflow on every route.
For the first time the task of the choosing the route of the running trains in the railway junction is represented as multicriterion task of the vector optimization. The algorithm of its solution was developed.
There were determined the incoming flow parameters of the trains of different category. The differential functions of the distribution of the random quantity of trains were obtained for the first time for the conditions of Dnepropetrovsk railway junction. There were also obtained the dependences between the time of the train running and the distance accomplished and between the amount of the mechanical work wasted for the train running and the distance accomplished.
There were developed the model for the determining the rational routes of the given trainflow for the terms of any possible configuration of the railway network. The model is based on the vector optimization.
The rational amount of the main railway line traffic was determined for the first time for the conditions of Dnepropetrovsk railway junction. The method used for choosing the rational distribution of the trainflow in the railway junction was mathematically grounded. According to this method, it became possible to figure out the optimal routes that provide both minimal time of train running and minimal mechanical work wasted.
The functional model of railway lines was given its further development. This model was used for determining the influence between the railway line load and the main indexes of the train running. The method of the maintenance costs calculation was improved. Mathematically grounded recommendations for choosing the optimal routes of the trainflow running in the railway junction were obtained.
 
Date 2012-01-25T10:20:51Z
2012-01-25T10:20:51Z
2012-01
 
Type Thesis
 
Identifier УДК 656.222
http://eadnurt.diit.edu.ua:82/jspui/handle/123456789/896
 
Language other
 
Publisher Видавництво Дніпропетровського національного університету залізничного транспорту імені академіка В.Лазаряна