Підвищення ефективності поїздоутворення шляхом вибору черговості розпуску составів
eaDNURT - the electronic archive of the Dnepropetrovsk National University of Railway Transport
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Підвищення ефективності поїздоутворення шляхом вибору черговості розпуску составів
Повышение эффективности поездообразования путем выбора очередности роспуска составов The improvement of the efficiency of the trainforming planning, based on the choice of train’s dissolution order |
|
Creator |
Бардась, Олександр Олександрович
Бардась, Александр Александрович Bardas, Oleksandr O. |
|
Subject |
поїздоутворення
поездообразование залізнична мережа железнодорожная сеть черговість розпуску составів очередность роспуска составов оптимальне планування оптимальное планирование прогноз прибуття поїздів прогноз прибытия поездов довжина відчепу длина отцепа автоматизовані системи автоматизированные системы trainforming planning railway net train disbandment order optimal planning forecast arrival of trains length of car cuts automated systems |
|
Description |
Бардась, О. О. Підвищення ефективності поїздоутворення шляхом вибору черговості розпуску составів: авт. дис. к. т. н.: 05.22.01 / О. О. Бардась ; Дніпропетр. нац. ун-т залізн. трансп. ім. акад. В. Лазаряна. - Д., 2012. - 21 с.
UK: АНОТАЦІЯ У роботі отримано нове рішення комплексного завдання щодо підвищення ефективності процесів поїздоутворення шляхом вибору черговості розпуску соста-вів (ВЧРС) на сортувальних станціях, в якому ураховується багатоетапність пере-робки вагонопотоків на залізничних мережах. Завдання ВЧРС для мережі станцій представлене комбінаторними оптимізаційними моделями планування у детермі-нованих та стохастичних постановках, з урахуванням одного та двох критеріїв якості. Сформульовано нове завдання і розроблені математичні моделі для плану-вання поїздоутворення на сортувальних станціях транспортної мережі, що дозво-ляє підвищити їх ефективність за рахунок використання додаткової системної ін-формації про вагонопотоки. Сформульовано критерій ефективності черговості розпуску составів на основі показника якості структури поїздів свого формування. Така структура оцінюється середньою довжиною відчепу у сформованому составі. Використання критерію дозволить зменшити експлуатаційні витрати на наступних технічних станціях. Запропоновано лексикографічне відношення критеріїв ефек-тивності черговості розпуску составів та виконано постановку задачі визначення черговості розпуску составів для транспортної мережі. Вперше завдання ВЧРС подано у стохастичній постановці та запропоновано метод її вирішення на основі двоетапної моделі стохастичного програмування. Модель ураховує стохастичну природу прогнозу прибуття поїздів на сортувальну станцію і дозволяє зменшити обсяги розрахунків ВЧРС. Для скорочення перебору варіантів уперше для ВЧРС також уведено поняття ідеальних послідовностей роз-пуску, запропоновано дві форми ідеальної послідовності – по парку прийому, яка відповідає максимально можливому темпу накопичення составів, та по парку від-правлення, яка відповідає мінімально допустимому темпу накопичення. RU: АННОТАЦИЯ В работе получено новое решение комплексного задания по повышению эф-фективности процессов поездообразования путем выбора очередности роспуска составов (ВОРС) на сортировочных станциях, в котором учитывается многоэтап-ность переработки вагонопотоков на железнодорожных сетях. Задание ВОРС для сети станций представлено комбинаторными оптимизационными моделями пла-нирования в детерминированных и стохастических постановках, с учетом одного или двух критериев качества. Выполнены исследования характеристик движения поездов по участкам ме-тодами хаотической динамики, которые показали, что исследуемые процессы мо-гут быть антиперсистентными. В этих условиях предложено и реализовано про-гнозирование методами экспертных систем. Сформулировано новое задание и разработаны математические модели для планирования поездообразования на сортировочных станциях транспортной сети, что позволяет повысить их эффективность за счет использования дополнительной системной информации про вагонопотоки. Сформулирован критерий эффективно-сти очередности роспуска составов на основе показателя качества структуры поез-дов своего формирования. Такая структура оценивается средней длиной отцепа в сформированном составе. Использование критерия позволяет уменьшить эксплуа-тационные расходы на следующих технических станциях. Предложено лексико-графическое отношение критериев эффективности очередности роспуска составов и выполнено постановку задачи выбора очередности роспуска составов для транс-портной сети в виде двухуровневой модели. Модель нижнего уровня предусматри-вает минимизацию общих эксплуатационных расходов отдельной сортировочной станции, а модель верхнего уровня – создания благоприятных условий переработ-ки вагонопотоков на следующих технических станциях. Для решения задачи пред-ложено использовать метод последовательных уступок. Впервые задание ВОРС подано в стохастической постанове и предложено метод его решения на основе двухэтапной модели стохастического программиро-вания. Модель учитывает стохастическую природу прогноза прибытия поездов на сортировочную станцию и позволяет уменьшить объемы расчетов ВОРС за счет декомпозиции графа вариантов очередности роспуска на менее громоздкие про-цессы. Для сокращения перебора вариантов впервые для ВОРС также введено по-нятие идеальных последовательностей роспуска, предложено две формы идеаль-ной последовательности – по парку приема, которое соответствует максимально возможному темпу накопления составов, и по парку отправления, которое соответ-ствует минимально допустимому темпу накопления. Выполнена оценка экономической эффективности разработанной методики планирования поездообразования на сортировочных станциях, которая показала значительное сокращение эксплуатационных расходов сортировочной станции за счет рационального выбора очередности роспуска составов. EN: THE SUMMARY In the dissertation was obtained a new solution of the complex task of the efficiency of processes of trainforming by choosing the train’s dissolution order on the switching stations, in witch is accounted multistage of the car’s operation on the railway network. Task of the choosing the train’s dissolution order for the station’s network is presented by the combinatorial optimization models of planning in the deterministic and stochastic productions, taking into account one or two quality criteria. First formulated by a task and developed mathematical models for planning of the trainforming on the switching stations of the transport network, that improves the effi-ciency of their operation through the use of additional system information about cars. Was formulated the efficiency criterion of the train’s dissolution order based on the quality index of the structure of trains, forming on the station. Using the criterion will reduce operating costs on the next technical stations. Proposed lexicographical attitude of the efficiency criterion of the train’s dissolution and made the statement of the task of the train’s dissolution order for the transportation network. First formulated the problem of the selection the order of train’s dissolution in the stochastic formulation and the method of its solution on the basis of two-stage stochastic programming problem. Model takes into account the stochastic nature of the forecast ar-rival of trains at switching stations and reduce the amount of calculations related to the analysis of sequence variants of the dissolution. For the reducing the amount of calcula-tions related to the analysis of sequence variants of the dissolution, was improved the method of the analysis of sequence variants of the train’s dissolution by introducing the concept of the ideal order of dissolution. |
|
Date |
2012-05-15T07:23:34Z
2012-05-15T07:23:34Z 2012-05 |
|
Type |
Thesis
|
|
Identifier |
УДК 656.222.3 Б 24
http://eadnurt.diit.edu.ua:82/jspui/handle/123456789/1040 |
|
Language |
other
|
|
Publisher |
Видавництво Дніпропетровського національного університету залізничного транспорту імені академіка В. Лазаряна
|
|