Запис Детальніше

Теоретические основы гасителей колебаний трением качения

eaDNURT - the electronic archive of the Dnepropetrovsk National University of Railway Transport

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Теоретические основы гасителей колебаний трением качения
Теоретичні основи гасителів коливань тертям кочення
The Theoretical Foundations of Vibration Dampers by Rolling Friction
 
Creator Бондаренко, Леонид Николаевич
Яковлев, Сергей Александрович
Крамар, Игорь Евгениевич
Шаптала, Александр Иванович
Бондаренко, Леонід Миколайович
Яковлєв, Сергій Олександрович
Крамар, Ігор Євгенович
Шаптала, Олександр Іванович
Bondarenko, Lеоnid M.
Bondarenko, Leonid N.
Yakovlev, Sergiy O.
Kramar, Igor E.
Shaptala, Oleksandr I.
 
Subject колебания
затухание
стержень
трение
гашение
качение
амортизаторы
коливання
загасання
стрижень
тертя
гасіння
кочення
амортизатори
КПМЕХ
КВП
vibrations
damping
rod
friction
suppression
bearings
shock absorbers
 
Description Теоретические основы гасителей колебаний трением качения / Л. Н. Бондаренко, С. А. Яковлев, И. Е. Крамар, А. И. Шаптала // Наука та прогрес транспорту. — 2015. — № 4 (58). — С. 153—162. — doi: 10.15802/stp2015/49228.
RU: Цель. В вопросах гашения колебаний существует ряд нерешенных проблем – отсутствие инженерных расчетов для гасителей колебания трением качения, отсутствие доказательств целесообразности их применения. Учитывая данный факт, авторы предполагают доказать, что гасители колебаний, основанные на трении качения, являются близкими по темпу затухания колебаний гидравлическим амортизаторам. В то же время они значительно проще гидравлических по конструкции, а в эксплуатации легко поддаются регулировке, как в автоматическом, так и в ручном режимах. Методика. Фиксированная совокупность приемов практической деятельности по определению амплитуд колебаний амортизаторов привела к заранее определенному результату. Это позволило применить эту теорию при расчете других гасителей колебаний.
Результаты. Анализ полученных формул и графиков позволяет сделать следующие выводы и предложения: 1) характер затухания колебаний при гасителях колебаний трением качения близок к их затуханию при вязком сопротивлении; 2) при проведении необходимых экспериментов амортизаторы качения могут быть рекомендованы как альтернатива гидравлическим. Результаты исследований данной задачи позволят ввести новые направления в расчет уменьшения динамических нагрузок в машинах. Научная новизна. С помощью теоретических предпосылок для определения коэффициентов трения качения получены зависимости определения амплитуд колебаний при вертикальном перемещении груза. При этом ранее предложенная аналитическая зависимость для определения коэффициента трения качения содержит только общепринятые механические константы контактируемых тел и их геометрические размеры. Практическая значимость. В связи
с имеющимися общеизвестными недостатками гидравлических амортизаторов логичным было бы применять технологически удобные в изготовлении и простые в регулировке темпа затухания амортизаторы. Предложенная теория может быть использована при проектировании амортизаторов качения как альтернатива гидравлическим амортизаторам машин.
UK: Мета. У питаннях гасителів коливань існує ряд невирішених проблем – відсутність інженерних розрахунків для гасителів коливання тертям кочення; відсутність доказів доцільності їх застосування. Враховуючи даний факт, автори передбачають довести, що гасителі коливань, засновані на терті кочення,
є близькими за темпом загасання коливань гідравлічним амортизаторам. У той же час вони значно простіше гідравлічних за конструкцією, а в експлуатації легко піддаються регулюванню, як в автоматичному, так і в ручному режимах. Методика. Фіксована сукупність прийомів практичної діяльності з визначення
амплітуд коливань амортизаторів призвела до заздалегідь певного результату і дозволила застосувати цю теорію при розрахунку інших гасителів коливань. Результати. Аналіз отриманих формул та графіків дозволяє зробити наступні висновки й пропозиції: 1) характер загасання коливань при гасителях коливань тертям кочення близький до їх загасання при в’язкому опорі; 2) при проведенні необхідних експериментів
амортизатори кочення можуть бути рекомендовані як альтернатива гідравлічним. Результати досліджень
даної задачі дозволять ввести нові напрямки в розрахунок зменшення динамічних навантажень у машинах.
Наукова новизна. За допомогою теоретичних передумов для визначення коефіцієнтів тертя кочення отримані залежності для визначення амплітуд коливань при вертикальному переміщенні вантажу. При цьому раніше запропонована аналітична залежність для визначення коефіцієнта тертя кочення містить тільки загальноприйняті механічні константи тіл, які контактують, та іх геометричні розміри. Практична значимість. У зв’язку з наявними загальновідомими недоліками гідравлічних амортизаторів
логічним було б застосовувати технологічно зручні у виготовленні та прості в регулюванні темпу загасання амортизатори. Запропонована теорія може бути використана при проектуванні амортизаторів кочення як альтернатива гідравлічним амортизаторам машин.
EN: Purpose. There are some unresolved issues in vibration damping – the lack of engineering calculations for the vibration dampers by rolling friction; the absence of evidence of their application appropriateness. Considering this fact, the authors suggest to prove that the dampers based on rolling friction, are similar in rate of oscillation damping by hydraulic shock absorbers. At the same time, they are easier for the hydraulic design, and easily amenable to manual adjustment, both in automatic and manual mode. Methodology. Fixed techniques of practice in order to determine
amplitudes of the oscillations of a shock absorber led to a predetermined result and will apply this theory in the
calculation of other vibration dampers. Findings. Analysis of the formulas and graphs leads to the following conclusions
and recommendations: 1) the nature of the oscillation damping at vibration dampers by rolling friction is close to their decay in the viscous resistance; 2) when conducting the necessary experiments the shock absorber rolling can be recommended as alternatives to hydraulic ones. The research results of this task will help implement the new trend in reduction of dynamic loads in vehicles. Originality. With the help of theoretical curves to determine the coefficients of rolling friction the dependences for determining the amplitudes of the oscillations in the vertical movement of cargo were obtained. At the same time, the previously proposed analytical dependence for determining the coefficient of rolling friction contains only conventional mechanical constants of the contacting bodies and there
geometrical dimensions. Practical value. Due to the existing well-known disadvantages of hydraulic shock absorbers it would be logical to apply shock absorbers that are technologically convenient in manufacturing and easy to adjust the damping rate. The proposed theory can be used in the design of shock absorbers rolling as an alternative to the hydraulic shock absorbers of machines.
 
Date 2015-10-12T10:34:43Z
2015-10-12T10:34:43Z
2015
 
Type Article
 
Identifier doi: 10.15802/stp2015/49228
http://eadnurt.diit.edu.ua/jspui/handle/123456789/4253
 
Language ru
 
Publisher Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна