Запис Детальніше

Синергетичний контекст активних систем у сфері освіти як змістова компонента підручника для керівника

Електронна бібліотека НАПН України

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/713323/
http://ipvid.org.ua/upload/iblock/75b/75bf290c1806d50654820fe06d4bb656.pdf
 
Title Синергетичний контекст активних систем у сфері освіти як змістова компонента підручника для керівника
Синергетический контекст активных систем в сфере образования как содержательный компонент учебникка для руководителя
Synergetic context of active systems in education as а component of manager's manual
 
Creator Калініна, Л.М.
Топузов, Михайло Олегович
 
Subject 37.01/.09 Special auxiliary table for theory, principles, methods and organization of education
373 Kinds of school providing general education
 
Description У статті за результатами фундаментального дослідження структуровано 3 блоки причин неефективного управління освітою, які гальмують впровадження системних змін у сфері освіти та реформування галузі освіти. До найбільш вагомої причини віднесено невідповідність форми управління цивілізаційному етапу розвитку інформаційного суспільства в країні.
Розкрито сутність феномену активної системи, державно-громадського управління закладом освіти як активною системою в умовах багатовекторного розвитку інформаційного суспільства на засадах системно синергетичної парадигми. Доведено, що розгляд закладів освіти, як активних систем, і складників сфери освіти, вимагає розвитку соціоекономічного підходу до їх вивчення, за яким: економіка, культурологія, філософія, політичні науки, соціологія, право, історія, теорії наукових шкіл менеджменту та теорія управління освітою інтегруються з метою просунення до розуміння суб’єктної активності в різних видах діяльності та активної поведінки людини як рушійного фактора розвитку активного суспільства в країні.
В статье по результатам фундаментального исследования структурировано с блоки причин неэффективного управления образованием, тормозящие внедрение системных изменений в сфере образования и реформирования образования. К наиболее весомой причине отнесены несоответствие формы управления цивилизационному этапу развития информационного общества в стране.
Раскрыта сущность феномена активной системы, государственно-общественного управления образовательным учреждением как активной системой в условиях многовекторного развития информационного общества на основе системно синергетической парадигмы. Доказано, что рассмотрение учебных заведений, как активных систем и компонентов сферы образования, требует развития социоэкономического подхода к их изучению, согласно которому: экономика, культурология, философия, политические науки, социология, право, история, теории научных школ менеджмента и теория управления образованием - интегрируются с целью продвинуться к пониманию субъектной активности в различных видах деятельности и активного поведения человека как движущего фактора развития активного общества в стране.
Общеобразовательное учебное заведение, как объект государственно-общественного управления, является сложноструктурированной, стохастической, неуравновешенной социально-педагогической системой, образованной с концептуально-целевой, нормативно-правовой, организационно-педагогической, информационно-аналитической, технико-технологической, финансово-экономической подсистем. Процесс государственно-общественного управления общеобразовательным учебным заведением на основе системно-синергетической парадигмы является нелинейным, характеризуется количественной мерой - уменьшением энтропии, как степенью вероятности развития активной системы, антиэнтропийных направленности и самоорганизацией, единством процессов управления, информации и энтропии. Определены и научно обоснованно: принципы управленческой деятельности на синергетических принципах: принцип нового синергетического понимания субъектами управления и общественного управления образовательной реальности, образовательно-информационной среды и информационного общества; принцип признания неоднозначности полученных субъектами управления результатов управленческого и образовательного процессов как последствия их вероятных описаний; принцип «развертывания малого» или усиления флуктуаций в сложноструктурированных системах управления и управленческой деятельности; принцип учета внутренних тенденций развития систем и принципа дополнительности Н. Бора; идеи оптимального сочетания содержания достоверной информации и ее объема с адресным получением пользователями для достижения определенной цели.
Based on the results of their study, the authors analyze the causes of ineffective education management and lack of systemic changes in education. One of such causes is the discrepancy between the management form and the civilization stage of the information society.
The article discusses the concepts of the active system and state and public management of educational institutions as active systems in the conditions of multi-vector development of the information society on the principles of systemic synergy.
Educational institutions as active systems should be studied using a socioeconomic approach, which integrates economics, culture, philosophy, political sciences, sociology, law, history, management theories and the theory of education management with the aim of understanding human agency in various activities as a driving force in the development of an active society.
A secondary educational institution, as an object of state and public administration, is a complex, stochastic and unbalanced socio-educational system formed by the conceptual-target, normative-legal, organizational-educational, informational-analytical, technical-technological, and financial-economic subsystems. The process of state and public management of secondary educational institutions on the basis of a system-synergetic paradigm is non-linear and characterized by an entropic decrease as a probability of active system development, anti-entropic orientation and self-organization, as well as a unity of processes of management, information and entropy.
The authors discuss the following synergetic principles of the analysis of state and public management of active systems: the principle of a new synergetic world-wide understanding of the organization of state and public management of educational reality and educational and informational environment; the principle of aim setting and ambiguity of the results; the principle of "deploying the small", or fluctuation enhancement; the principle of internal trends in system development; the principle of complementarity (formulated by N. Bohr), i.e. an optimal combination of the content and volume of information to fit the characteristics of the information recipient to achieve specific goals.
 
Publisher Педагогічна думка
 
Date 2018
 
Type Article
PeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/713323/1/75bf290c1806d50654820fe06d4bb656.pdf
- Калініна, Л.М. (orcid.org/0000-0003-0534-6089 <http://orcid.org/0000-0003-0534-6089>) and Топузов, Михайло Олегович (orcid.org/0000-0001-7890-5959 <http://orcid.org/0000-0001-7890-5959>) (2018) Synergetic context of active systems in education as а component of manager's manual Проблеми сучасного підручника (21). pp. 192-206. ISSN 2411-1309