Cultural and educational functions of pedagogical education while solving environmental problems of society (search aspect of methodological approaches)
Електронна бібліотека НАПН України
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Relation |
http://lib.iitta.gov.ua/713371/
http://uej.undip.org.ua/products/2018/article3.php |
|
Title |
Cultural and educational functions of pedagogical education while solving environmental problems of society (search aspect of methodological approaches)
Культурні та навчальні функції педагогічної освіти у розв’язанні екологічних проблем суспільства (аспект пошуку методологічних підходів) Культурные и образовательные функции педагогического образования при решении экологических проблем общества (поисковый аспект методологических подходов) |
|
Creator |
Tarasenko, Galyna
|
|
Subject |
314/316 Society
378 Higher education. Universities. Academic study |
|
Description |
The article presents results of the methodological analysis of cultural and educational functions of pedagogical education and highlights their role in solving environmental problems of society. The new paradigm of pedagogical education (ecologically oriented and axiologically assured) is described and justified, and it is this paradigm which should be guided by the fruitful interaction of knowledge and morals, should take care not only of the cognitive development, but also of the value-emotional sphere of the teacher’s personality. The conditions for the implementation of the cultural approach to the formation of the teacher’s eco-social potential are identified.
У статті презентовано результати методологічного аналізу культуротворчих функцій педагогічної освіти і висвітлено їх роль в розв’язанні екологічних проблем суспільства. Наголошено на необхідності розвитку екологізма усіх форм суспільної свідомості (у тому числі освітніх процесів), тобто формування такого світогляду, що спонукає діяльність людини та суспільства до гармонійного співіснування зі світом природи. Екологізм тлумачиться як складна система суспільних рефлексій і світоглядно-філософських настанов, що вибудовуються не лише на основі наукових екологічних знань, але й на ґрунті гуманістичних цінностей. Обґрунтовано необхідність нової – екологічно орієнтованої та аксіологічно забезпеченої – парадигми педагогічної освіти, яка повинна орієнтуватися на плідну взаємодію знань і моралі, має піклуватись про розвиток не лише когнітивно-пізнавальної, але й ціннісно-емоційної сфери особистості вчителя. Йдеться про нагальну необхідність ціннісної спрямованості екологічної освіти, оскільки будь-яке знання про природу потребує обов’язкового аксіологічного осмислення, аби перейти в систему принципів особистого життя і поведінки людини щодо навколишнього середовища. Аналізується сучасна система підготовки вчителя до реалізації світоглядних функцій освіти. Підкреслено виключну роль учителя в реалізації культуротворчих функцій виховання, які на відміну від нормативно-регулюючих, забезпечують не догматичне нав’язування норм поведінки в природі, а сприяють глибокому морально-психологічному засвоєнню соціального досвіду взаємодії з нею. Саме культуротворчі пріоритети освітнього процесу оптимально відповідають сучасним завданням гуманізації та інтеграції освіти, науки та культури з метою збереження навколишнього середовища. В зв’язку з цим наголошена важливість гуманітарної підготовки вчителя, яка дозволить йому усвідомити закономірності розгортання творчих здібностей людини у загальнокультурному аспекті, адже саме в контексті культури проявляються такі суттєві виміри творчості, як її діалогізм, неповторність, зв’язок із смисложиттєвими цінностями буття в природі. У висновках виокремлено умови реалізації культурологічного підходу до формування еколого-соціального потенціалу педагога. Серед них наголошені такі, як корекція ціннісносмислової спрямованості педагогічної освіти шляхом переосмислення її філософії і логіки з подальшою суб`єктивацією та індивідуалізацією її змісту; збільшення культуроємкості підготовки вчителя до еколого-освітньої діяльності через удосконалення гуманітарного змісту педагогічної освіти, завдяки забезпеченню творчої активності педагога у саморозкритті особистісного культурно-ціннісного потенціалу з метою формування творчої основи власної еколого-освітньої діяльності і креативності професійної поведінки взагалі. В статье презентованы результаты методологического анализа культуротворческих функций педагогического образования и отражена их роль в решении экологических проблем общества. Отмечена необходимость развития экологизма всех форм общественного сознания (в том числе образовательных процессов), то есть формирование такого мировоззрения, которое побуждает деятельность человека и общества к гармоничному сосуществованию с миром природы. Экологизм истолкован как сложная система общественных рефлексий и мировоззренчески-философских установок, которые формируются не только на основе научных экологических знаний, но и на фундаменте гуманистических ценностей. Обоснована необходимость новой – экологически ориентированной и аксиологически обеспеченной – парадигмы педагогического образования, которое должно ориентироваться на плодотворное взаимодействие знаний и морали, должно заботиться о развитии не только когнитивно-познавательной, но и ценностно-эмоциональной сферы личности учителя. Речь идет о безотлагательной необходимости ценностной направленности экологического образования, ведь любое знание о природе нуждается в обязательном аксиологическом осмыслении для того, чтобы перейти в систему принципов личной жизни и поведения человека относительно окружающей среды. Анализируется современная система подготовки учителя к реализации мировоззренческих функций образования. Подчеркнута исключительная роль учителя в реализации культуротворческих функций воспитания, которые в отличие от нормативно-регулирующих, обеспечивают не догматичное навязывание норм поведения в природе, а способствуют глубокому морально-психологическому усвоению социального опыта взаимодействия с ней. Именно культуротворческие приоритеты образовательного процесса оптимально отвечают современным заданиям гуманизации и интеграции образования, науки и культуры с целью сохранения окружающей среды. В этой связи отмечена важность гуманитарной подготовки учителя, которая позволит ему осознать закономерности реализации творческих способностей человека в общекультурном аспекте, ведь именно в контексте культуры проявляются такие существенные измерения творчества, как её диалогизм, неповторимость, связь со смысложизненными ценностями бытия в природе. В выводах сформулированы условия реализации культурологического подхода к формированию эколого-социального потенциала педагога. Среди них отмечены такие, как коррекция ценностно-смысловой направленности педагогического образования путём переосмысления её философии и логики с последующей субъективацией и индивидуализацией её содержания; увеличение культуроёмкости подготовки учителя к эколого-образовательной деятельности через усовершенствование гуманитарного содержания педагогического образования, благодаря обеспечению творческой активности педагога в саморазвитии личностного культурно-ценностного потенциала с целью формирования творческой основы собственной эколого-образовательной деятельности и креативности профессионального поведения вообще. |
|
Publisher |
Інститу педагогіки НАПН України
|
|
Date |
2018
|
|
Type |
Article
PeerReviewed |
|
Format |
text
|
|
Language |
uk
|
|
Identifier |
http://lib.iitta.gov.ua/713371/1/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%82%D1%8F.pdf
- Tarasenko, Galyna (orcid.org/0000-0001-9394-2600 <http://orcid.org/0000-0001-9394-2600>) (2018) Cultural and educational functions of pedagogical education while solving environmental problems of society (search aspect of methodological approaches) Український педагогічний журнал, 4. pp. 30-37. ISSN 2411-1317 |
|