Місце і роль соціально-психологічних ресурсів в освіті дітей з особливими освітніми потребами
Институционный репозиторий Киевского университета имени Бориса Гринченко
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Relation |
http://elibrary.kubg.edu.ua/id/eprint/26144/
|
|
Title |
Місце і роль соціально-психологічних ресурсів в освіті дітей з особливими освітніми потребами
Place and role of social- psychological resources in the education of children with special educational needs Место и роль социально-психологических ресурсов в образовании детей с особыми образовательными потребностями |
|
Creator |
Скрипник, Тетяна Вікторівна
|
|
Subject |
Наукові (входять до інших наукометричних баз, крім перерахованих, мають ISSN, DOI, індекс цитування)
|
|
Description |
В статье представлено понятие «социально-психологические ресурсы» как один из трех групп ресурсов среды. Опре- делены ожидаемые результаты как следствие реализации группы социально- психологических ресурсов, а именно способность: обеспечить безбарьерную, адаптивную, развивающую, личностно ориентированную образовательную среду для всех учащихся; быть способным определять и формулировать конкретные, измеряемые, определенные во времени цели для ребенка с ООП (SMART- цели) разрабатывать соответствующий образовательный маршрут для него; внедрять этот маршрут при поддержке междисциплинарной команды сопровождения; налаживать внут- реннюю коммуникацию между участниками команды сопровождения; осуществлять оценку и мониторинг образовательного процесса ребенка с ООП и т. п. Раскрыта определяющую роль социально-психологической группы № 5 (15) 2018 ресурсов в контексте внедрения образования для детей с ООП, а также ее структура, имеющая три компонента: социальные потребности, социальные роли и социальные отношения. Нами было проведено психолого- педагогическое изучение уровня профессионального мастерства 52 педагогов шести учебных заведений с инклюзивными классами, а также состояние их компетентности по владе- нию ими социально-психологической группой ресурсов среды. Анализ деятельности педагогических коллективов по профессиональному сопровождению детей с ООП осуществлялся с помощью методов анкетирования и самооценки по методике «Инструмент профессионального развития педагогов», разработанной международным сообществом педагогов ISSА. Изучение профессионального мастер- ства и педагогической позиции специалистов происходило за семью целевыми отраслями: взаимодействие, семья, инклюзия, оценка и планирование, методы обучения, развивающая среда и профессиональное развитие. Измерительная шкала содержала три балла: неудовлетворительно, хорошее начало, каче- ственная практика работы; главным ориентиром по каждой позиции той или иной целевой области были определены в методике принципы и индикаторы качества. По полученным результатам обследования установлено недостаточный уровень компетентности педагогов по большинству целевых отраслей. Для педагогов школ инклюзивными классами в течение полугода было проведено комплексное обучение по тренинговой программе «Социально-психологические ресурсы в контексте становления личности ребенка с ООП», направлено на формирование профес- сиональных компетенций в соответствии со способностью удовлетворять социальные потребности детей с ООП, формировать социальные роли и социальные отношения. После каждого обучающего мероприятия, организо- ванного для участников экспериментально- исследовательской деятельности, непосредственное овладение необходимыми умениями и навыками происходило в пределах самого учебного заведения. Проанализированы результаты, полученные после повторного изучения состояния сформированности компетенций педагогов. За повторным тестированием специалистов получены результаты, которые свидетельствуют о повышении их компетентности и уровня педагогического мастерство. Определена связь структурных компонентов группы социально-психологических ресурсов с таким компетентностями педагогов, как: познавательно-интеллектуальная, оценочно- контрольная, коммуникативная, аналитическая и другими. Определены ориентир дальнейшей деятельности по совершенствованию компетентности специалистов и приобретения ими характеристик лидера в образовании детей с ООП. The article describes the pedagogical re- search designed to ensure educators be able to support for students with special needs in the ed- ucational environment and the conditions under which these needs can be satisfied. We deter- mined the pedagogical the concept of “socio- psychological resources” as one of three groups of environmental resources and disclose the de- fining role of this group of resources in education for children with special needs. We also defined a structure that has three components: social needs, social roles and social relations. Studies show that there is a strong rela- tionship between classroom management and stu- dent achievement, and the most important factors, which affect student learning, are certain compe- tences of teachers. Classrooms for students with special needs should have definite classroom management strategies data collection system: SMART goals will need to be measured using effective data collection methods; written plan for classroom roles and responsibilities; weekly IEP meeting; sensory strategies. We have identified the relationship between structural components in № 5 (15) 2018 a group of socio-psychological resources with such teachers' competencies as cognitive- intellectual, evaluation-control, communicative, analytical, etc. As the result of the experiment, we were able to systematize the expected results due to the implementation of socio-psychological resources. Among them: providing an adaptive, develop- mental, personally oriented environment for all students; the ability to define and formulate spe- cific, measurable, time-bound goals for the stu- dent with special educational needs; to develop an appropriate educational route and to support students, to carry out assessment and monitoring of the educational process of the child. As an evaluation we have used the method “Tool for professional development of teachers” developed by the international community educators ISSA. The article described methods of the train- ers, experts and supervisors with teachers to achieve their competence to work with children with special needs, success factors and challenges faced by the trainers of teachers. It is established that in order to achieve successful classroom management, it is necessary to appropriately uti- lize classroom space, identify and implement classroom rules, utilize reinforcements in class- room management, hold students responsible dur- ing the process of instruction and assessment, create both a positive classroom environment, and partnerships between teachers and students. У статті висвітлено поняття «соціально-психологічні ресурси» як одна з трьох груп ресурсів середовища. Розкрито визначальну роль цієї групи ресурсів у контексті впровадження освіти для дітей з особливими освітніми потребами, а також її структура, що має три компоненти: соціальні потреби, соціальні ролі та соціальні відносини. З’ясовано зв’язок структурних компонентів групи соціально-психологічних ресурсів з таким компетентціями педагогів, як пізнавально-інтелектуальна, оцінно-контрольна, комунікативна, аналітична та іншими. Проаналізовано діяльність педагогічних колективів чотирьох закладів освіти з інклюзивними класами щодо фахового супроводу дітей з особливими потребами (методів анкетування та самооцінки за методикою «Інструмент професійного розвитку педагогів», розробленою міжнародною спільнотою педагогів ISSА). Представлено тренінгову програму «Соціально-психологічні ресурси в контексті становлення особистості дитини з ООП», за якою відбувалося навчання педагогічних колективів. Проаналізовано результати, отримані після повторного вивчення стану сформованості компетенцій педагогів. Визначено орієнтир подальшої діяльності щодо удосконалення компетентності фахівців та набуття ними характеристик лідера в освіті. |
|
Publisher |
Інститут психології імені Г. С. Костюка Національної академії педагогічних наук України
|
|
Date |
2018
|
|
Type |
Стаття
PeerReviewed |
|
Format |
text
|
|
Language |
uk
|
|
Identifier |
http://elibrary.kubg.edu.ua/id/eprint/26144/1/T_Skrypnyk_MIRSPRVODZOOP_KSPKIO.pdf
Скрипник, Тетяна Вікторівна (2018) Місце і роль соціально-психологічних ресурсів в освіті дітей з особливими освітніми потребами Психологічний часопис: збірник наукових праць / за ред. С.Д. Максименка. (5(15)). с. 142-156. ISSN 2414-0023 |
|