Запис Детальніше

Соціально-психологічні особливості стилю споживання матеріальних благ особами з низьким економічним статусом

Електронна бібліотека НАПН України

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/711701/
http://ispp.org.ua/bibl_19.htm
 
Title Соціально-психологічні особливості стилю споживання матеріальних благ особами з низьким економічним статусом
Социально-психологические особенности стиля потребления материальных благ лиц с низким экономическим статусом
Social-psychological Peculiarities of Style of Consumption by Persons with Low Economic Status
 
Creator Овчар, Ольга Володимирівна
 
Subject 1 Philosophy. Psychology
314/316 Society
37.06 Social problems in education. Human contacts, relationships
 
Description У дисертації здійснено теоретичний та емпіричний аналіз соціально-психологічних особливостей стилю споживання матеріальних благ осіб з низьким економічним статусом. Виявлено, що вони полягають в: споживанні переважно тих матеріальних благ, володіння якими є обов’язковим для ідентифікації з певною соціальною групою; споживанні статусних продуктів під впливом референтних груп та недостатній рефлексивності щодо їхнього впливу; схильності покладати відповідальність за споживчий вибір на зовнішні обставини чи інших людей; переживанні страху бути знехтуваними соціальним оточенням. Доведено можливість корекції негативних аспектів соціально-психологічних особливостей стилю споживання матеріальних благ осіб з низьким економічним статусом.
В диссертации осуществлен теоретический и эмпирический анализ социально-психологических особенностей стиля потребления материальных благ лиц с низким экономическим статусом. Рассмотрены основные подходы к пониманию потребительского поведения, проанализированы объективные и субъективные факторы потребительского поведения, в том числе, его социально-психологическая детерминация. Стиль потребления материальных благ анализируется с точки зрения социальной психологии как устойчивое выражение в потребительском поведении установок, ценностей, социальных мотивов личности, опосредованное влиянием референтных групп, моды, социальных норм. Стиль потребления материальных благ рассматривается как способ идентификации личности в обществе. Раскрыто содержание понятия «экономический статус» в социально-психологическом контексте и определено, что экономический статус характеризуется как объективной, так и субъективной составляющей. Указывается, что представителям экономически проблемных социальных групп свойственны специфичные представления, ценности, модели поведения, в том числе потребительского. Лица с низким экономическим статусом анализируются как имеющие консервативный, ограниченный стиль потребления материальных благ.
Обоснована программа эмпирического исследования стиля потребления материальных благ лиц с низким экономическим статусом, которая состояла из трех этапов – предварительного, констатирующего и коррекционного.
Представлены результаты эмпирического анализа взаимосвязи стилевых особенностей потребления лиц с различным экономическим статусом. Установлено, что лицам с низким экономическим статусом в большей мере свойственен пуританский стиль потребления материальных благ, который характеризуется повышенной ориентацией на цену товара, постоянным самоограничением, покупкой и потреблением только самых необходимых вещей. Выявлено, что в ситуации публичного потребления материальных благ (одежда, современные гаджеты и т.п.), в их стиле потребления проявляется демонстративный компонент, который определяется желанием продемонстрировать более высокий социальный статус, чем есть на самом деле, приблизиться к референтной группе (лицам с более высоким экономическим статусом, «среднему классу»).
Определены и на содержательном уровне описаны социально-психологические характеристики стиля потребления материальных благ лиц с различным экономическим статусом. Показано, что со снижением экономического статуса повышается склонность к пассивному отношению к жизни, внешнему локусу контроля, возрастает страх отвержения.
Установлено, что в стиле потребления материальных благ лиц с низким экономическим статусом преобладает пуританский компонент, связанный с тенденцией возлагать ответственность на внешние факторы, высоким уровнем психологического тяготения к бедности, преобладанием ценностей пассивного отдыха, сниженной интернальностью, повышенным страхом отвержения. Однако в их стиле потребления проявляется также и демонстративный компонент, особенно в отношении предметов, которые потребляются публично, что обусловлено желанием быть принятыми социальным окружением, ориентацией на демонстрацию более высокого статуса, чем есть на самом деле, стремлением подстроиться под референтную социальную группу,
Определены социально-психологические особенности стиля потребления материальных благ лиц с низким экономическим статусом: ориентация на внешние факторы потребительского поведения, потребление преимущественно тех материальных благ, владение которыми является обязательным для идентификации с определенной социальной группой, потребление статусных продуктов под влиянием референтных групп и недостаточная рефлексивность относительно их влияния, склонность возлагать ответственность за потребительский выбор на внешние обстоятельства или других людей, переживание стыда перед другими за свое материальное положение, страх быть отвергнутыми социальным окружением
Представлена авторская программа, включающая комплекс коррекционных занятий с элементами социально-психологического тренинга, направленных на коррекцию негативних аспектов социально-психологических особенностей стиля потребления материальных благ лиц с низким экономическим статусом и доказана эффективность ее применения.
The thesis is dedicated to theoretical and empirical analysis of the social-psychological peculiarities of style of consumption by persons with low economic status. Socio-psychological peculiarities of consumption style by persons with low economical status are defined: prevalence of external factors of consumption behavior, consumption of those material goods which are necessary to identify oneself with a certain social group, consumption of status goods under the influence of reference groups, insufficient development of reflexivity about their influence, tendency to shift responsibility for consumer choice to external circumstances or other people, increased fear of rejection by social surroundings, shame to others for their financial situation. The efficiency of the correction of the negative aspects of social and psychological characteristics of consumption style by persons with low economic status is proved.
 
Date 2016
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
text
text
 
Language uk
uk
uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/711701/1/Disser_%D0%9Evchar-converted.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/711701/5/%D0%92_%D0%B4%D0%B3%D1%83%D0%BA_%D0%92_%D1%80%D0%BD%D0%B0-converted.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/711701/6/Vidguk_Ovchar_Danylchenko-converted.pdf
- Овчар, Ольга Володимирівна (2016) Social-psychological Peculiarities of Style of Consumption by Persons with Low Economic Status Dissertation candidate thesis, Інститут соціальної та політичної психології.