Запис Детальніше

Організаційно-педагогічні умови індивідуального навчання дітей з порушеннями опорно-рухового апарату

Електронна бібліотека НАПН України

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/712471/
http://www.irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe?C21COM=2&I21DBN=ARD&P21DBN=ARD&Z21ID=&IMAGE_FILE_DOWNLOAD=1&Image_file_name=DOC/2006/06covora.zip
 
Title Організаційно-педагогічні умови індивідуального навчання дітей з порушеннями опорно-рухового апарату
Organizing-pedagogical conditions of individual education of children with cerebral palsies
Организационно-педагогические условия индивидуального обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
 
Creator Чеботарьова, О. В.
 
Subject 37.01/.09 Special auxiliary table for theory, principles, methods and organization of education
376 Education, teaching, training of special groups of persons. Special schools
376.3 Виховання та освіта осіб із вадами зору, слуху, мови та нервовими захворюваннями.
 
Description Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук за спеціальністю 13.00.03 – корекційна педагогіка. – Інститут спеціальної педагогіки АПН України, Київ, 2005.
Дисертація присвячена актуальній проблемі організації корекційного індивідуального навчання молодших школярів з ДЦП в умовах сім’ї. В дисертації систематизовано наукові здобутки теорії та практики індивідуального навчання цієї категорії учнів. Реалізовано авторську методику вивчення стану психофізичного розвитку молодших школярів з ДЦП.
Зміст корекційної роботи з учнями індивідуального навчання, хворими на ДЦП, охоплював розвиток рухової сфери, сенсорних функцій, розширення і уточнення уявлень про навколишнє середовище, розвиток пізнавальної діяльності, корекцію мовленнєвого розвитку, психокорекцію емоційно-особистісного розвитку учня.
Охарактеризовані рівні та особливості психофізичного розвитку учнів, які навчаються в умовах сім’ї. Визначено організаційно-педагогічні умови індивідуального навчання, дотримання яких забезпечує корекційно-реабілітаційний супровід, навчання і розвиток учнів. Встановлено, що реалізація організаційного, дидактичного та корекційно-реабілітаційного блоків системи організаційно-педагогічних умов умов продуктивно впливає на ефективність навчального процесу та поліпшення стану психофізичного розвитку учнів.
The dissertation for degree of candidate of pedagogical sciences on a speciality 13.00.03 – correctional pedagogy. The Institute of special pedagogics of the Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Kiev, 2005.
The dissertation is devoted to actual problem of individual education of children with cerebral palsies. Results of constatative reseach have allowed reveal particularities of mental and physical development of younger students with cerebral palsies, that are traind by the individual form. Author have realized strategy of studying of mental and physical development of younger students with cerebral palsies, included reseach of physical and mental-moving development, psychological preparation, development of functions, that are significant for studying and cognitive development. On the grounds of conducting research are chosen organizing and pedagogical conditions of individual educating of children with cerebral palsies. Author determines three main blocks of organizing, didactic and rehabilital conditions. Their observance ensures special organization of individual educating, and expected correction and developping effect.
Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика. – Институт специальной педагогики АПН Украины, Киев, 2005.
Исследование посвящено актуальной проблеме организации индивидуального обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях семьи. Результаты констатирующего этапа исследования позволили выявить особенности психофизического развития младших школьников с церебральными параличами, обучающихся по индивидуальной форме, которые усложняют процесс усвоения ими основ наук. Реализована авторская методика изучения психофизического развития младших школьников с ДЦП, которая включала исследование физического и психомоторного развития, психологической подготовленности, развитие учебно значимых функций и познавательного развития.
На основании проведенного исследования выделены организационно-педагогические условия индивидуального обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К ним относятся три основные блока условий: организационные, дидактические и коррекционно-реабилитационные. Их соблюдение обеспечивает как специальную организацию индивидуального обучения, так и ожидаемый эффект.
Коррекционная методика индивидуального обучения включала развитие у учащихся двигательной сферы, сенсорных функций, расширение и уточнение представлений об окружающей среде, развитие познавательной деятельности, коррекцию речевого развития, психокоррекцию эмоционально-личностного развития. При этом использовались элементы инновационных технологий кондуктивной педагогики, эрготерапии и арт-терапии, адаптированные методики комплексной реабилитации и коррекционной методики по подготовке руки ребенка с ДЦП к письму, развития сенсорных функций, продуктивные методы коррекции эмоционального состояния.
Учебно-реабилитационный процесс индивидуального обучения как одно из направлений комплексной реабилитации (медицинской, социально-психологической, педагогической) осуществлялся с учётом психофизических особенностей и познавательных возможностей учеников. На этой основе было осуществлено целесообразное структурирование содержания индивидуальных программ по основным учебным предметам; отбор адекватных психофизическим возможностям ученика методов, приёмов, средств и видов работы; разработка своеобразной структуры урока; взаимодействия в системе "ученик-учитель-родители" и т.д. Результаты исследования могут быть использованы в практике коррекционной работы в специальных школах-интернатах, в учебно-реабилитационных центрах, в процессе разработки образовательных и коррекционных программ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
 
Date 2006
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/712471/1/%D0%A7%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9E.%D0%92._%D0%B0%D0%B2%D1%82%20%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B4%20%D0%B4%D0%B8%D1%81.pdf
- Чеботарьова, О. В. (orcid.org/0000-0002-4560-3708 <http://orcid.org/0000-0002-4560-3708>) (2006) Organizing-pedagogical conditions of individual education of children with cerebral palsies Dissertation candidate2 thesis, Інститут спеціальної педагогіки.