Теоретичні і методичні засади застосування здоров’язберігаючих технологій навчання учнів у загальноосвітніх навчальних закладах . Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора педагогічних наук.
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Creator |
Поташнюк, Ірина Валентинівна
Поташнюк, Ирина Валентиновна Potashchniuk, Iryna Valentynivna |
|
Date |
2012-05-15T19:54:31Z
2012-05-15T19:54:31Z 2012-05-14 |
|
Identifier |
Поташнюк І.В. Теоретичні і методичні засади застосування здоров’язберігаючих технологій навчання учнів у загальноосвітніх навчальних закладах . Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора педагогічних наук. МЕГУ.Рівне, 2012.-455 с.
http://enpuir.npu.edu.ua:8080/123456789/718 |
|
Description |
Інтенсифікація навчального процесу у загальноосвітніх середніх школах, гімназіях і ліцеях, обумовлює проблему здоров’язбереження школярів на фоні підвищення вимог до фізичних і психічних якостей їх організму. Сучасним школярам потрібно володіти значними резервами здоров’я, що дозволить не тільки здобути якісну освіту і професію, але й вижити в умовах негативного впливу оточуючого середовища.
Поташнюк І.В. Теоретичні і методичні засади застосування здоров’язбережувальних технологій навчання учнів у загальноосвітніх навчальних закладах. – Рукопис. Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора педагогічних наук зі спеціальності 13.00.02 – теорія і методика навчання (фізична культура, основи здоров’я). – Національний педагогічний університет імені М.П.Драгоманова. – Київ, 2012. Дисертація присвячена обгрунтуванню теоретико-методичних засад здоров’язбережувальних технологій навчання, умов реалізації оптимальних здоров’яформуючих форм, засобів та методів фізичного виховання, комплексному дослідженню існуючої системи освіти в загальноосвітніх навчальних закладах з точки зору впливу на стан здоров’я учнів пов’язаних із нею соціально-гігієнічних і психолого-педагогічних чинників, науковому обґрунтуванню моделі функціонування гімназій як шкіл сприяння здоров’ю і оцінці її ефективності. На підставі вивчення стану здоров’я – соматичного, фізичного, психічного (фізичний розвиток, захворюваність, функціональні можливості організму, розумова і фізична працездатність, психологічний стан, якість життя у взаємозв'язку зі здоров’ям), навчальних (організація, режим, умови навчання) і позанавчальних (способу життя, харчування, соціально-побутові умови) чинників його ризику в учнів 1-11-х класів гімназій і загальноосвітніх шкіл доведено, що учні гімназій мають гірший стан здоров’я, ніж учні шкіл; в динаміці навчання стан їх здоров’я погіршується, що свідчить про високу фізіологічну «вартість» гімназійної освіти. Визначені негативні чинники впливу на здоров’я учнів гімназії, одержані їх кількісні характеристики. Розроблено концептуальну модель здоров’язбережувального навчання учнів в школах нового типу – школах сприяння здоров’ю. Обґрунтовано структуру здоров’язбережувальної технології навчання та педагогічні умови, що необхідні для ефективного навчання учнів. Запропоновано авторську модель навчання учнів здоров’язбереженню у процесі вивчення предметів загально-навчального циклу. Доведено ефективність експериментальної моделі навчання, яка засвідчує статистично достовірне зростання рівня знань, умінь, навичок, поліпшення показників психофізичного стану, функціональної і фізичної підготовленості учнів. Науково обґрунтовано комплекс здоров’язберігаючих і здоров’яформуючих соціально-гігієнічних і психолого-педагогічних заходів, що був впроваджений у практичну діяльність гімназій і підтвердив їх високу соціальну ефективність. Поташнюк И.В. Теоретические и методические основы применения здоровьесберегательных технологий обучения учащихся в общеобразовательных учебных заведениях. - Рукопись. Диссертация на соискание научной степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения (физическая культура, основы здоровья). – Национальный педагогический университет имени М.П.Драгоманова. – Киев, 2012. Диссертация посвящена обоснованию теоретико-методических основ здоровьясохраняющих технологий обучения, условий реализации оптимальных здоровьеформирующих форм, средств и методов физического воспитания, оценке эффективности действующей системы образования в общеобразовательных учебных заведениях с точки зрения влияния на состояние здоровья учащихся обусловленных ею медико-социальных и психолого-педагогических факторов, научному обоснованию функционирования гимназий как школ содействию здоровью. Существующая система гимназического образования в Украине создает более высокие, чем в общеобразовательных школах, требования к основным системам жизнеобеспечения организма учащихся, увеличивает учебную нагрузку, вызывает отрицательные сдвиги элементов режима дня, необходимого для нормального роста и развития детей и подростков. Получение гимназического образования сопровождается высокой «физиологической» стоимостью, характеризуется увеличением удельного веса учащихся с нарушением деятельности основных функциональных систем организма, достоверным снижением показателей соматического и физического здоровья, что требует разработки научно обоснованной системы обучения здоровьясохранению и проведения системы профилактически-оздоровительных мероприятий. В ходе исследования получены данные, доказывающие, что учащиеся гимназий получают качественно более высокое среднее образование, чем учащиеся школ, и количество выпускников, поступающих на учебу в высшие учебные заведения, среди них достоверно выше (93,2% против 68,4%). Показано, что в динамике обучения состояние здоровья учащихся гимназий достоверно ухудшается, на всех этапах обучения гимназисты имеют худшие показатели состояния здоровья, чем учащиеся общеобразовательных школ. Установлено, что наиболее распространенными являются болезни эндокринной, костно-мышечной, нервной систем, нарушения обмена веществ, органов пищеварения, дыхания, глаза и его придаточного аппарата. Учебный процесс происходит на фоне заметной выраженности дефектов личностного развития, низкого уровня физической подготовленности. Разработана концептуальная модель школы содействия здоровью учащихся. Научно обоснована структура здоровьясохраняющей технологии обучения и педагогические условия, необходимые для обеспечения эффективности обучения учащихся. Предложена авторская модель обучения учащихся здоровьясохранению в процессе изучения предметов общеучебного цикла. Доказана эффективность экспериментальной модели обучения, которая подтверждает статистически достоверный рост уровня знаний, умений, навыков, улучшения показателей психофизического состояния, функциональной и физической подготовленности учащихся. Разработана комплексная система оздоровительно-профилактических мероприятий (психолого-педагогических, медико-профилактических, физкультурно-оздоровительных). Выбор конкретных мероприятий проведен в соответствии с результатами мониторинга здоровья учащихся, психолого-педагогической диагностики, социально-гигиенических факторов учебной среды. Усилена роль психологической службы гимназии по коррекции психического здоровья, устранению дефектов личностного развития. Существенно повышена роль занятий физической культурой. Разработаны пособия для педагогов. Potashnjuk I.V. Theoretical and methodical approaches of teaching schoolchildren by using health-educational technologies. - Manuscript. The dissertation deals with the problem of complex research of nowadays system of education in secondary school according to the influence of socially-hyhienic and psychologically-pedagogical factors on pupils, health. It was theoretical proved the model of functional gymnasiums as schools to support health. The researches with purpose were dore to study the state of health, such as somatic, physical, psychological (physical development, morbidity, functional possibilities of the organism, mental and physical capacity for work, psychological condition, quality of life interconnected with the health), educational (organization, regimen and conditions of studying) and hontducational (the way of life, feeding, social and everyday life conditions) factors of risk of the health of pupils from the 1st to the 11th forms of gymnasiums and secondary schools. In the dissertationt was proved that the pupils from gymnasiums had worse health than schoolchildren from schools. In the dynamic of studying their health is becoming more worse and worse, thet,s why we can speak about advantages of studying in gymnasiums. The influence of negative factors on the health of pupils of gymnasium were determined, the quantitative characteristics tics of these factors were calculated. The conceptual model of health-keeping educational of schoolchildren at the schools of a new type-schools which support health – was scientifically substantiated. It was provedthe structure of health-developing and health- keeping educational technology. Pedagogical conditions which are hecessary to use with the purpose to teach pupils effectively were determined. It was proposed the author, s model of teaching how to keep their health in the process of studying different subjects. The effectiveness of expiremental model of teaching was proved because we had statistically substantiated increasing the results on the levels of schoolchildren,s knowledge, skills, psychological condition, functional and physical readiness of pupils. The complex of health-keeping and health-developing socially-hyhienic and psychologically-pedagogical influences which were adopted into practical activity of gymnasiums was scientifically substantiated. The high level of social effectiveness of these influences was proved. Міжнародний економіко-гуманітарний університет ім. акад.Степана Дем'янчука |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
Міжнародний економіко-гуманітарний університет ім. акад.Степана Дем'янчука
|
|
Subject |
педагогіка здоров’язбереження
учні загальноосвітні навчальні заклади школи сприяння здоров'ю здоров’яформуючі технології модель навчання здоров’язбереженню здоровий спосіб життя педагогика здоровьесохранения учащиеся общеобразовательные учебные заведения школы содействия здоровью здоровьеформирующие технологии модель обучения здоровьесохранению здоровый образ жизни pedagogics of health-keeping pupils secondary schools schools of health support health-developing technologies , the model of teaching how to keep one,s health health way of life УДК 371.72:613.86 |
|
Title |
Теоретичні і методичні засади застосування здоров’язберігаючих технологій навчання учнів у загальноосвітніх навчальних закладах . Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора педагогічних наук.
|
|
Type |
Thesis
|
|