Запис Детальніше

Професійна орієнтація та кар'єрне навчання учнів у середніх навчальних закладах Англії

Електронна бібліотека НАПН України

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/709710/
 
Title Професійна орієнтація та кар'єрне навчання учнів у середніх навчальних закладах Англії
Career education and guidance of secondary school students in England
Профориентация и карьерное обучение учащихся среднеобразовательных школ Англии
 
Creator Тименко, Марія Миколаївна
 
Subject 37.01/.09 Special auxiliary table for theory, principles, methods and organization of education
 
Description Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук за спеціальністю 13.00.01 – загальна педагогіка та історія педагогіки. – Інститут педагогіки НАПН України, Київ, 2017.
У дисертації на засадах теоретичного аналізу розкрито ступінь дослідженості проблеми професійної орієнтації вітчизняними і зарубіжними ученими; охарактеризовано теоретичні засади професійної орієнтації та кар’єрного навчання учнівської молоді в Англії; прослідковано становлення англійської системи професійної орієнтації і визначено три періоди у цьому процесі на основі критерію якісних змін в організації та змісті професійної орієнтації у визначених хронологічних межах; виявлено роль і місце професійної орієнтації у змісті освіти, який реалізується у форматі Національного і шкільного курикулумів; узагальнено форми і методи профорієнтаційного навчання; зроблено порівняльний аналіз розвитку профорієнтації в Україні і Англії; на основі англійського досвіду з профорієнтаційного та кар’єрного навчання окреслено рекомендації для впровадження в практику професійної орієнтації в Україні.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика и история педагогики. – Институт педагогики НАПН Украины, Киев, 2017.
На основе теоретико-педагогического анализа раскрыта степень исследования проблемы профессиональной ориентации и карьерного обучения отечественными и зарубежными учеными. Определены основные понятия и терминология исследуемой проблематики. В исследовании охарактеризованы основные концептуальные параметры профессиональной ориентации и карьерного обучения учащихся среднеобразовательных школ Англии, на основе которых происходило становление и развитие профессиональной ориентации и карьерного обучения в Англии. Разработана авторская периодизация истории развития профессиональной ориентации и карьерного обучения учащихся среднеобразовательных школ, которая охватывает три периода: становление профессиональной ориентации и карьерного обучения в Англии как системы (1910 – 1973 гг.); функционирования универсальной системы профессиональной ориентации и карьерного обучения, общедоступной для всей молодежи (1973 – 2011 гг.); трансформация системы профессиональной ориентации и карьерного обучения на рыночные основы, с приобретением таких характеристик как гибкость, конкурентность, дерегуляция, множественность выбора.
Охарактеризовано и описано содержание, формы и методы профессиональной ориентации и карьерного обучения учащихся среднеобразовательных школ Англии.
Основными методами профориентации и карьерного обучения в среднеобразовательных школах Англии являются: объяснительно-иллюстративные (презентация, портфолио, лекция, рассказ, уведомление, встреча со специалистами и т.д.); имитационно-игровые (коллективное обучение, ролевые, деловые игры, имитационное моделирование, практика на производстве и т.д.); диагностические (тестирование, анкетирование, наблюдение, беседы и интервью закрытого и открытого типов, консультирование, тренинги, игровые ситуации, портфолио); метод интегрированного обучения (обобщение независимых характеристик и ведомостей про учеников от учителей разных предметов на основе результатов деятельности учеников); метод исследовательского обучения (проект, обсуждение, проблемно-ориентированное обучение); метод коллективного обучения (групповые командные задания, моделирование бизнеса, «мозговой штурм» и др.); интерактивное обучение (использование цифровых технологий).
К формам профориентации и карьерного обучения, наиболее распространённых в английских школах, можно отнести: индивидуальные и групповые занятия, семинары, лекции, видеоуроки, профориентационные конференции, практикумы; разного рода экскурсии на предприятия, создание мини-предприятия, предметные кружки.
Профориентация и карьерное обучение в среднеобразовательных учреждениях Англии – это целенаправленная, взаимосвязанная система мероприятий, основными организационно-педагогическими условиями которой являются: направление и мотивация учащихся на саморазвитие через познание себя и мира профессий (самостоятельное принятие решений, понимание своих сильных и слабых качеств личности, осознание своих возможностей, умение преодолевать переходные периоды), где специалист по профориентации и карьерному обучению выступает в роли помощника; Обеспечение информацией: школьные библиотеки, онлайн библиотеки, разного рода информационные электронные ресурсы, которые находятся в свободном доступе для всех учащихся; использование эффективных методов и подходов обучения; обеспечение педагогического процесса квалифицированными специалистами по профориентации и карьерному обучению; сотрудничество школы с внешними консультантами по профориентации и карьерному обучению служб развития карьеры, службами занятости; сообществами и ассоциациями бизнеса и промышлености, родителями; создание позитивной среды, способствующей обучению, установление, климата доверия и поддержки; использование современного мультимедийного оборудования и электронных ресурсов для экономии времени и улучшения усвоения материала.
Исследовано и охарактеризовано педагогическое управление процессом предоставления услуг по профессиональной ориентации и карьерному обучению учащимся среднеобразовательных школ Англии. Описаны основные модели организации профориентационной деятельности в школах Англии, а также основные функции специалиста по профориентации и карьерному обучению. Обучающее учреждение может выбрать любую модель организации профориентационной деятельности, что в основном зависит от финансирования местными органами образования, а также уровня аккредитации и престижа. На должность специалиста по профориентации и карьерного обучения может быть назначен человек только с академическим образованием. Как правило, специальность в сфере профориентации и развития карьеры является второй профессиональной квалификацией, которую получают на основе первого высшего образования в сфере психологии, педагогики или даже экономики. Большинство специалистов по профессиональной ориентации и карьерному обучению являются членами Ассоциации профессиональной ориентации и карьерного развития и Института профориентации и карьерного развития.
Проведен сравнительный анализ развития профориентации в Украине и Англии. На основе изученного английского опыта профориентационного и карьерного обучения учащихся, были сформулированы рекомендации для использования их в практике государственной системы профессиональной ориентации в Украине (на стратегическом, педагогическом и исследовательском уровнях).
The thesis for the degree of the Candidate of Pedagogical Sciences in Speciality 13.00.01 – The General Pedagogy and the History of Pedagogy. – The Institute of Pedagogy of the National Academy of Educational Sciences of Ukraine, Kyiv, 2017.
The thesis presents a theoretical analysis of the problem of career education and guidance by Ukrainian and foreign scholars. Theoretical principles of career education and guidance of pupils in England are described; the development of the system of English career education and guidance is represented and the three periods are defined on the basis of criterion of quality changes in the organizations and content of career education and guidance within the chronological range; the role and place of career education and guidance in the system of education are defined, which is implemented in the form of the National and school curricula: forms and methods of career education and guidance are described; the comparative analysis of the development of career education and guidance in Ukraine and England is made; the recommendations of practical implementation in the area of career education and guidance in Ukraine are given on the basis of English experience of career education and guidance.
 
Date 2017
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/709710/1/Dis.TymenkoM.june2017.pdf
- Тименко, Марія Миколаївна (orcid.org/0000-0002-7639-5630 <http://orcid.org/0000-0002-7639-5630>) (2017) Career education and guidance of secondary school students in England Dissertation candidate thesis, Інститут педагогіки.