Запис Детальніше

Методичні засади використання умовно-графічної наочності у процесі навчання всесвітньої історії в 10-11 класах

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Методичні засади використання умовно-графічної наочності у процесі навчання всесвітньої історії в 10-11 класах
 
Creator Желіба, Олександр Володимирович
 
Subject умовно-графічна наочність
условно-графическая наглядность
conditional-graphic presentation
графік
график
graph
діаграма
диаграмма
diagram
scheme
логічна схема
логическая схема
tape of time
лента времени
стрічка часу
таблиця
таблица
table
372.894:371.335
 
Description Дослідження містить розробку системи використання умовно-графічної наочності на уроках всесвітньої історії в 10–11-х класах, зокрема аналіз історії розробки проблеми, її сучасного стану в Україні та за кордоном; класифікацію умовно-графічної наочності, характеристику окремих структурних елементів кожного виду умовно-графічної наочності і на цій основі визначення їх дидактичних можливостей; розробку методики використання умовно-графічної наочності на уроках всесвітньої історії в старших класах; аналіз масштабу впливу розроблених класифікацій на ефективність роботи учителів всесвітньої історії і на якість навчальних досягнень учнів із всесвітньої історії в 10–11-х класах. Підсумки експерименту дозволяють констатувати стабільний позитивний ефект від використання системи креслярських засобів на уроках історії та методів роботи з ними.
Объектом исследования есть учебный процесс всемирной истории в старших классах с использованием условно-графической наглядности. Предметом исследования являются средства условно-графической наглядности и методы работы с ними на уроках всемирной истории в 10-11-х классах.
Цель исследования: разработать систему использования условно-графической наглядности на уроках всемирной истории в 10-11-х классах на основе внедрения четких классификаций средств условно-графической наглядности и методов работы с ними на уроках всемирной истории в 10-11-х классах.
Таким образом, диссертация решает такие задачи:
- проанализировать историю разработки проблемы использования средств условно-графической наглядности на уроках всемирной истории в старших классах и ее современное состояние в Украине и за рубежом;
- разработать наиболее оптимальную для преподавания истории классификацию условно-графической наглядности, определить отдельные структурные элементы каждого из имеющихся видов условно-графической наглядности и на этой основе - их дидактические возможности;
- опираясь на полученные данные и современный педагогический опыт, разработать методику использования условно-графической наглядности на уроках всемирной истории в 10-11-х классах;
- путем эксперимента проверить уровень влияния разработанных классификаций на качество работы учителей всемирной истории, качество учебных достижений учеников в изучении всемирной истории в старших классах.
Научная новизна диссертации состоит во внедрении новой классификации наглядных средств обучения и выделении на основе ее подгруппы средств условно-графической наглядности, внедрении деления условно-графической наглядности на виды и подвиды с точки зрения их дидактических возможностей. Таким образом, в работе впервые: а) лента времени выделена в отдельный вид условно-графической наглядности, определены составные ленты времени и правила ее построения; б) логические, технические схемы и картосхемы разделены между разными подгруппами наглядности, что разрешило более четко выделить дидактические возможности данных средств; в) определены особенности логической пирамиды и правила ее построения. Также усовершенствованы правила построения схемы "политическая система" и методика построения графиков, диаграмм, схем, таблиц путем выделения особенностей структурного построения данных средств. Кроме того, диссертант впервые разработал классификацию методов работы со средствами условно-графической наглядности на основе дидактической цели, определил эффективность предложенных классификаций.
На основании результатов проведенных теоретических и экспериментальных исследований сделано ряд обобщающих выводов:
Доказано, что применение чертежных средств способствует повышению качества учебных достижений учеников, особенно в направления применения в практической деятельности умений работать с данными средствами, экономии времени. Установлено, что стабильный положительный эффект от использования чертежных средств возможен, если они применяются систематически, с учетом закономерностей процесса обучения, а также возможностей информационных функций, дидактической роли и назначение чертежных средств, их места в структуре занятия. Результаты исследования могут быть использованы учителями в учебном процессе общеобразовательных учреждений, научными работниками при проведении исследований.
Researches contains system engineering of use of conditional-graphic presentation at lessons of the world history in 10-11 classes. Fore example: the analysis of a history of development of a problem and its modern condition in Ukraine and abroad; classification of conditional-graphic presentation, characteristic of separate structural elements of each of available kinds of conditional-graphic presentation, and on this basis - them didactics of an opportunity; development of a technique of use of conditional-graphic presentation at lessons of the world history in 10-11 classes; the analysis of scale of influence of the developed classifications on quality of work of the teachers of the world history, qualities of educational achievement of the schoolboys from the world history in 10-11 classes. The results of experiment permit to speak about a stable positive effect from use of system of drawing means at lessons of a history and methods of work with them.
 
Date 2014-12-06T20:15:12Z
2014-12-06T20:15:12Z
2003
 
Type Other
 
Identifier Желіба, Олександр Володимирович. Методичні засади використання умовно-графічної наочності у процесі навчання всесвітньої історії в 10-11 класах : автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.02 / О.В. Желіба ; наук. кер. Т. В. Ладиченко ; Нац. пед. ун-т ім. М.П.Драгоманова. — К., 2003. — 20 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/6049
 
Language uk
 
Publisher Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова