Запис Детальніше

Розвиток читацької самостійності молодших школярів

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Розвиток читацької самостійності молодших школярів
 
Creator Підлужна Галина Володимирівна
 
Subject розвиток читацької самостійності
развитие читательской самостоятельности
development of reader's independence
ystem of teaching pupils as readers
система обучения школьников-читателей
система навчання школярів-читачів
урахування сучасних вимог
учет современных требований
consideration of modern demands
raising the efficiency of home-reading classes
повышение эффективности уроков внеклассного чтения
уроки позакласного читання
оптимальні психолого-педагогічні та методичні умови
оптимальные психолого-педагогические и методические условия
optimal psychological, pedagogical and methodics conditions
positive characteristics
положительные характеристики
позитивні характеристики
372.3
 
Description Дисертація є теоретико-експериментальним дослідженням проблеми розвитку читацької самостійності учнів початкових класів. У роботі висвітлено історію та сучасний стан проблеми, визначено й науково обґрунтовано шляхи її вирішення. Запропоновано організаційно-методичну систему навчання школярів-читачів, яка розроблена з урахуванням сучасних вимог і дозволяє підвищити ефективність уроків позакласного читання на основі створення оптимальних психолого-педагогічних та методичних умов. Основні положення дисертації впроваджено в практику роботи вчителів початкових класів й одержано позитивні якісні та кількісні характеристики.
Диссертация является теоретико-експериментальным исследованием проблемы развития читательской самостоятельности учащихся начальных классов. В работе освещены история и современное состояние проблемы, определены и научно обоснованы пути ее решения.
Ретроспективный анализ научно-методической литературы дал возможность автору сделать вывод о том, что методика классного чтения в начальной школе начала развиваться с появлением первых учебников для чтения (средина XIX века), тогда как внеклассное чтение длительное время являлось составной частью внеурочной воспитательной работы и методика внеклассного чтения утвердилась только с 70-х годов ХХ столетия. К этому времени усилиями многих поколений ученых и педагогов были разработаны важнейшие теоретические основы воспитания школьников-читателей.
Современная методическая наука, используя лучшие приобретения педагогического наследия, определила основные направления литературного образования младших школьников, установила требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся начальных классов относительно работы с книгой. Однако решение главной задачи современной школы – формирование духовно богатой личности гражданина суверенной Украины – требует обновления учебно-воспитательного процесса в целом и использования новых резервов начального обучения в частности.
Уровень подготовки школьников-читателей 1-4(1-3) классов в определяющей степени зависит от усовершенствования подготовки учителей к проведе-нию уроков внеклассного чтения, поскольку эти уроки являются основной формой руководства самостоятельным детским чтением. В связи с этим авто-ром предложена организационно-методическая система обучения школьников-читателей, которая разработана с учетом современных требований и по-зволяет достичь повышения эффективности уроков внеклассного чтения на основе создания оптимальных психолого-педагогических и методических условий. В работе раскрыта сущность и дается детальная характеристика этих условий, важнейшими среди которых названы: целенаправленная деятельность педагога на уроках внеклассного чтения; введение учащихся в такие ситуации и виды творческой деятельности, которые способствуют развитию интереса к книге, формируют навыки читательской самостоятельности; осуществление межпредметных связей с уроками классного чтения, музыки, рисования и др.; широкое использование нетрадиционных форм занятий по внеклассному чтению (уроки-отчеты, уроки-экскурсии, уроки-КВН, интегрированные уроки и др.); использование элементов педагогики сотрудничества на занятиях по внеклассному чтению путем организации совместной деятельности учителя и учащихся; эмоциональная насыщенность занятий, введение игровых форм обучения; усовершенствование системы оценивания на уроках внеклассного чтения и др. Обязательными требованиями к реализации этих условий автор диссертационного исследования называет системный подход и комплексное их использование.
Важной особенностью предложенной системы обучения школьников-читателей является то, что она учитывает не только возрастные и индивидуальные особенности учащихся младших классов, но и национальные. В первую очередь такой подход проявляется в обновлении содержания внеклассного чтения: в списке произведений, рекомендованных для самостоятельного чтения, преобладают произведения украинских писателей-классиков, книги современных отечественных писателей и представителей диаспоры, лучшие образцы украинского фольклора. В целом содержание рекомендованных произведений направлено на воспитание у младших школьников лучших человеческих качеств, на развитие национального самосознания.
Автором разработаны и представлены в приложениях к диссертации учебно-методические материалы для учителей и учащихся: список научно-методической литературы по проблемам развития читательской самостоятельности младших школьников; конспекты уроков внеклассного чтения (4(3) классы); список рекомендованной литературы для учащихся 1-4 (1-3) классов; памятки для самостоятельной работы с книгой; тексты специальных контрольных работ для определения у учащихся 4(3) классов уровня сформированности навыков самостоятельного общения с книгой и др.
Основные положения и результаты диссертации нашли практическое при-менение в учебно-воспитательном процессе и привели к улучшению таких качественных и количественных характеристик обучения школьников-читателей, как широта читательского кругозора, сформированность навыков читательской самостоятельности и положительного отношения детей к самостоятельному чтению.
The research deals both theoretically and experimen-tally with the development of reader's independence of junior pupils. The dis¬sertation considers the history and present state of the problem and is focused on the scien-tifically grounded ways of its solution. It suggests a methodics organizational system of teaching junior pupils as readers. The system is worked out according to modern demands and makes it possible to raise the efficiency of home¬-reading classes due to optimal psychological, peda-gogical and methodics conditions. The basic ideas of the dissertation applied in the process of teaching junior pupils have given results with positive qualitative and quantitative characteristics.
 
Date 2014-12-20T18:05:15Z
2014-12-20T18:05:15Z
1999
 
Type Other
 
Identifier Підлужна, Галина Володимирівна. Розвиток читацької самостійності молодших школярів : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Г. В. Підлужна ; наук. кер. М. П. Муравицька ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. — К., 1999. — 21 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/6132
 
Language uk
 
Publisher Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова