Запис Детальніше

Історіософічна концепція пенталогії Б.Лепкого "Мазепа" та її художня реалізація

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Історіософічна концепція пенталогії Б.Лепкого "Мазепа" та її художня реалізація
 
Creator Литвиненко, Тетяна Миколаївна
 
Subject історіософічна концепція
историософическая концепция
historiosophical conception
художня історіософія
художественная историософия
artistic historiosophy
теологічний і антропологічний фактори історії
теологический и антропологический факторы истории
theological and anthropological factors of a history
історизм
историзм
historism
883. 3
 
Description У дисертації досліджується феномен історіософічної концепції Б.Лепкого, особливості її художнього втілення в історичній пенталогії “Мазепа”. Проводиться філологічний аналіз твору з застосуванням порівняльно-історичного і герменевтичного методів та реалізацією феноменологічного і системно-функціонального підходів, завдяки чому з’ясовуються основні історіософські погляди письменника, його самобутність і новаторство в ідейно-естетичній реалізації історіософічної концепції та її стильових компонентів, відбивається художня ідеософія автора. Вирішується проблема співвідношення в епопеї історичної і художньої правди; висвітлюється взаємозв’язок теологічного і антропологічного факторів історії; розглядається ідейно-естетичне функціонування концептуальної тріади “народ - держава - особистість”. У роботі формулюється історіософський модус письменника-полігістора. На основі своєрідного аналітико-синтетичного дослідження проблеми особливостей художньої історіософії Б. Лепкого робиться висновок: історіософічна концепція пенталогії “Мазепа” являє собою “антропологічну метафізику історії”, її художня реалізація тісно пов’язана з символіко-реалістичною стильовою манерою прозаїка, яка має елементи неоромантизму та імпресіонізму.
В диссертации исследуется феномен историософической концепции Б.Лепкого и особенности её художественного отображения в исторической пенталогии “Мазепа”. Проводится филологический анализ произведения с использованием сравнительно-исторического и герменевтического методов и реализацией феноменологического и системно-функционального подходов, что позволяет определить основные историософские концепты писателя (“идея”, “Бог”, “судьба”, “нация”, “личность”, “аристократия”, “власть”, “государство”, “традиция”, “народ”, “национальный характер”), его своеобразие и новаторство в идейно-эстетическом воплощении историософической концепции и её стилистических компонентов, отражается художественная идеософия автора. Решается проблема соотношения в эпопее исторической и художественной правды, существенное внимание при этом уделяется аутентичности историзма Б. Лепкого. В соответствии с мировоззренческой позицией автора раскрывается взаимосвязь теологического и антропологического факторов истории, которые в равной степени взаимодействуют и влияют друг на друга. В теологическом аспекте представлены авторские категории Судьбы и Идеи. С первой связана проблема предопределённости и запрограммированности исторического процесса. Другая является своеобразным духовным двигателем, благодаря которому можно “сохранять” связь между поколениями. В художественном отражении этой концепции в основном проявляются символистические стилевые доминанты творческой манеры Б. Лепкого и определённый неоромантический пафос. В русле антропологического фактора углублённо рассматривается идейно-эстетическое функционирование концептуальной триады “народ - государство – личность”: суверенное и независимое государство – залог здорового и гармонического развития нации – может возникнуть в результате объединённых и согласованных действий исторической личности, правителя, как олицетворения идеи и вдохновителя дела и народа как действенной силы. Посредством пообразного анализа трёх неординарных правителей, Пётра I, Карла XII и Мазепы, разрешается проблема роли личности в истории. Как и романтики, автор пенталогии акцентирует на исключительных качествах исторической личности и считает её “органической” частью народа. В решении Б. Лепким вопроса взаимосвязи народа и личности превалирует личность, поскольку активное меньшинство ведёт за собой пассивное большинство. Народ функционирует в истории, согласно концепции писателя, как определённый силовой механизм, приводимый в действие “великой единицей”. На художественно-стилистическом уровне концептуальная триада “народ – государство – личность” реализуется в характерных для творческой манеры Б. Лепкого афористических моральных императивах, мыслях и действиях персонажей, переосмыслении фольклоризмов. Одним из основных приёмов отражения авторской историософической концепции исторической роли антропологического фактора является ретроспектива, выраженная авторскими категориями “тоски” и “воспоминания”. В диссертации обращается внимание на психогенетические составляющие национального характера народа, вычлененные писателем, поскольку прозаик не только отражает эпоху, а прежде всего углубляется в индивидуальные генетические особенности нации. Эту проблему автор пенталогии разрешает, анализируя национальные черты народа, считая их одними из основных факторов, влияющих на его историческую судьбу. Б. Лепкий раскрывается как нациопсихолог, который глубоко исследует особенности украинцев и причины отсутствия у них государственности.
Оригинальный аспект исследования, основанный на взаимодействии “смежных” с литературоведением наук (истории, философии, эстетики), способствовал раскрытию духовного потенциала пенталогии Б. Лепкого как прогнозирования и предупреждения, экстраполированного в будущее. Концептуальный анализ художественной историософии в функциональном сочетании её элементов проводился с учётом зависимости “Мазепы” от поэтики уже традиционных форм и требований модернизации украинской литературы начала ХХ века.
В работе формулируется историософский модус писателя-полигистора. Особое внимание обращается на своеобразие творческой манеры Б. Лепкого, которая характеризуется полифункциональностью и объёмностью образов, временной априорностью, символистической двуплановостью героев и событий, умеренной насыщенностью афористическими моральными императивами, различного рода антиципациями, символами и переосмысленными фольклоризмами. Исходя из своеобразного аналитико-синтетического исследования особенностей художественной историософии Б.Лепкого, делается вывод: историософическая концепция пенталогии “Мазепа” является “антропологической метафизикой истории”, её художественная реализация тесно связана с авторским символико-реалистическим стилем, имеющим элементы неоромантизма и импрессионизма.
In the dissertation the phenomenon of B. Lepkyi’s historiosophical conception is researched and peculiarities of its artistic reflection in historical “Mazepa” pentalogy are investigated. Using comparative-historical and germenevtical methods and realization of phenomenological and system-functional approaches carry out the philological analysis of the novel. This analysis allows to determine the basic writer's historiosophical concepts, his originality and innovations in ideological-aesthetic realization of historicosophical conception to reflect author's artistic ideosophia. The problem of correlation of historical and artistic truth in epopee is solved, the interdependence of theological and anthropological factors in history is revealed, the ideological-aesthetic functioning of the conceptual triad “people - state – person” is considered. In the thesis the historiosophical modus of the writer-polygistor is formulated. On the basis of original analytic-synthetic research of the peculiarities of B. Lepkyi’s artistic historiosophia the conclusion is deduced: the historiosophical concept of “Mazepa” pentalogy is the anthropological metaphysics of a history, its artistic realization is closely connected with the symbolic-realistic novelist’s style, that has the elements of neoromantism and impressionism.
 
Date 2014-12-23T14:41:47Z
2014-12-23T14:41:47Z
1999
 
Type Other
 
Identifier Литвиненко, Тетяна Миколаївна. Історіософічна концепція пенталогії Б.Лепкого "Мазепа" та її художня реалізація: автореф. дис... канд. філол. наук: 10.01.01 / Т.М. Литвиненко ; наук. кер. П. П. Хропко ; Нац. пед. ун-т ім. М.П.Драгоманова. — К., 1999. — 19 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/6150
 
Language uk
 
Publisher Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова